Оттоновская империя считала себя наследницей каролинской верховной власти, но женитьба Оттона II на принцессе Феофании стала началом эстетических перемен, произошедших благодаря новому вкладу Византии.
С исчезновением последнего каролингского короля Восточной Франции власть захватила новая семья, Людольфинги. Первый представитель этой династии Генрих I Птицелов устанавливает территориальное господство (919-930), его преемник Оттон І (936-973) посвящает себя обустройству этих территорий, как в гражданском плане, так и в религиозном. В духовной среде, в том числе в искусстве, опирающемся на каролингские и византийские источники, происходит обновление. Оттон II (973-983), а особенно Оттон ІІІ (984-1002) и Генрих ІІ (1002-1024) будут способствовать развитию культуры высокого уровня.
Оттон ІІ и Феофания: вклад Византии
Женитьба в 972 году Оттона II на византийской принцессе дала толчок появлению в Империи художников с Востока, влияние которых, заметное в искусстве предметов из драгоценных материалов (ювелирное искусство, миниатюра, слоновая кость), присутствует и в архитектуре.
Эти произведения, датируемые очень коротким периодом царствования, являются редким явлением, но они ярко свидетельствуют о вкладе в культуру, связанном с каролингской традицией.
Наряду с отдельными копиями, упрощенными до миниатюрных рукописей (алатинская школа Карла Великого) или повторением кодифицированных изображений короля на троне, мы встречаемся - на плитке из слоновой кости - с изображением двух королевских особ, коронованных Христом, с учетом строго византийского расположения.
Маленькая капелла Святого Варфоломея из Падерборна (1020, Вестфалия) свидетельствует о живучести восточного влияния, на что указывает не столько присутствие архитектора, приехавшего из Византии, сколько маленькие приплющенные купола, образующие свод над каждым пролетом.
Новое «возрождение» искусства
В конце Х века, в период несовершеннолетия Оттона III, когда оттоновская власть казалась ослабленной, появляются великолепные центры искусства в Германии - в монастырях, а также в некоторых епископских центрах. Параллельно в долине Рейна развивается искусство литья и чеканки, которое несет весть о возрождении скульптуры в XI веке.
Известные произведения
КОРОНОВАНИЕ ОТТОНА II И ФЕОФАНИИ
Слоновая кость, после 983
На этой плитке из слоновой кости, по видимости, византийской, изображено коронование Христом Оттона ІІ и Феофании. Христос стоит на пьедестале, по обе стороны от него меньше размером фигуры в императорских византийских одеждах. Над ними две надписи: на латинском - для Оттона, на греческом - для Феофании. Сходство этой плитки с произведениями из Константинополя (в частности, с изображением Романа и Евдокии, византийских монархов Х века) показывает, какое глубокое влияние оказала византийская имперская модель на Германскую империю.
АББАТСТВО СВЯТОГО КИРИАКА
Нижняя Саксония, 961-975
Ссылка на античность, которую высоко ценили каролинги, станет нормой к 1000 году и просуществует на протяжении всего XI века. Высокие строения с несущими конструкциями представляли собой упрощенную имитацию раннехристианских римских базилик. Данное двуполярное здание, оснащенное в западной части сплошной каменной стеной, кроме прочего, имеет чередующиеся опоры (колонны и столбы) и галереи, проход в которые обеспечивают проемы, расположенные попарно. Эти две появившиеся впервые, бесспорно, на Западе особенности имеют греческое происхождение. Моделью могла послужить Базилика Святого Димитрия из Салоников в Греции (VI век).
КОЛОННА ХРИСТА
Собор Святого Михаила, Хильдесхайм, Нижняя Саксония 1020
Это монументальное основание креста, должно быть, напоминающее колонну Храма Соломона, определенно относится к древним имперским колоннам, в частности, к колонне Траяна в Риме. По всему сплошному регистру, снизу вверх, выделяются барельефами главные эпизоды жизни Христа. Эта продукция мастерской, изготовляющей изделия из бронзы в Хильдесхайме, демонстрирует мастерство, подобное мастерству ремесленников в капелле Карла Великого. Тем не менее, вместо того чтобы взять за основу только античный декор, художники XI века предпочтение отдают изображениям фигур и обилию декора.
АЛТАРЬ В БАЗЕЛЕ
Начало ХІ века
В отдельных центрах (Фульда, долина Рейна) получила развитие скульптура барельефов, или круглая скульптура. Близкая ювелирному искусству по отточенности, она сходится с монументальной скульптурой по своим размерам. Перед алтарем, подаренным собору в Базеле Генрихом II и его супругой, изображен Христос; у его ног коленопреклоненные монархи, а по обе стороны - архангелы и святой Бенедикт. К большим фигурам на барельефах из дерева прикреплена золотая пластинка чеканной работы с несколькими графическими дополнениями.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: