Найти тему

История искусства: Оттоновское Возрождение: Между каролингским наследием и византийским вкладом

Оглавление

Оттоновская империя считала себя наследницей каролинской верховной власти, но женитьба Оттона II на принцессе Феофании стала началом эстетических перемен, произошедших благодаря новому вкладу Византии.

Григорий Мастер, Император Оттон II, 983
Григорий Мастер, Император Оттон II, 983

С исчезновением последнего каролингского короля Восточной Франции власть захватила новая семья, Людольфинги. Первый представитель этой династии Генрих I Птицелов устанавливает территориальное господство (919-930), его преемник Оттон І (936-973) посвящает себя обустройству этих территорий, как в гражданском плане, так и в религиозном. В духовной среде, в том числе в искусстве, опирающемся на каролингские и византийские источники, происходит обновление. Оттон II (973-983), а особенно Оттон ІІІ (984-1002) и Генрих ІІ (1002-1024) будут способствовать развитию культуры высокого уровня.

Апофеоз Оттона III, Евангелие Лютара
Апофеоз Оттона III, Евангелие Лютара

Оттон ІІ и Феофания: вклад Византии

Женитьба в 972 году Оттона II на византийской принцессе дала толчок появлению в Империи художников с Востока, влияние которых, заметное в искусстве предметов из драгоценных материалов (ювелирное искусство, миниатюра, слоновая кость), присутствует и в архитектуре.

Церемониальный крест Оттоновского периода
Церемониальный крест Оттоновского периода
Угол обложки кодекса Эхтернаха, Трир, 980
Угол обложки кодекса Эхтернаха, Трир, 980
Фрагмент обложки кодекса Эхтернаха, Трир, 980
Фрагмент обложки кодекса Эхтернаха, Трир, 980

Эти произведения, датируемые очень коротким периодом царствования, являются редким явлением, но они ярко свидетельствуют о вкладе в культуру, связанном с каролингской традицией.

Церковь Святого Кириака, Гернроде, Саксония-Анхальт, 959
Церковь Святого Кириака, Гернроде, Саксония-Анхальт, 959

Наряду с отдельными копиями, упрощенными до миниатюрных рукописей (алатинская школа Карла Великого) или повторением кодифицированных изображений короля на троне, мы встречаемся - на плитке из слоновой кости - с изображением двух королевских особ, коронованных Христом, с учетом строго византийского расположения.

Генрих II, коронуемый Христом, из Таинства Генриха II
Генрих II, коронуемый Христом, из Таинства Генриха II

Маленькая капелла Святого Варфоломея из Падерборна (1020, Вестфалия) свидетельствует о живучести восточного влияния, на что указывает не столько присутствие архитектора, приехавшего из Византии, сколько маленькие приплющенные купола, образующие свод над каждым пролетом.

Капелла Святого Варфоломея из Падерборна, Вестфалия, 1020
Капелла Святого Варфоломея из Падерборна, Вестфалия, 1020

Новое «возрождение» искусства

В конце Х века, в период несовершеннолетия Оттона III, когда оттоновская власть казалась ослабленной, появляются великолепные центры искусства в Германии - в монастырях, а также в некоторых епископских центрах. Параллельно в долине Рейна развивается искусство литья и чеканки, которое несет весть о возрождении скульптуры в XI веке.

Магдебургская панель из слоновой кости
Магдебургская панель из слоновой кости
Брак в Кане Галилейской, фрагмент изображения на колонне Бернварда в Хильдесхайме
Брак в Кане Галилейской, фрагмент изображения на колонне Бернварда в Хильдесхайме

Известные произведения

КОРОНОВАНИЕ ОТТОНА II И ФЕОФАНИИ

Слоновая кость, после 983

Оттон II и Феофания, слоновая кость, после 983
Оттон II и Феофания, слоновая кость, после 983

На этой плитке из слоновой кости, по видимости, византийской, изображено коронование Христом Оттона ІІ и Феофании. Христос стоит на пьедестале, по обе стороны от него меньше размером фигуры в императорских византийских одеждах. Над ними две надписи: на латинском - для Оттона, на греческом - для Феофании. Сходство этой плитки с произведениями из Константинополя (в частности, с изображением Романа и Евдокии, византийских монархов Х века) показывает, какое глубокое влияние оказала византийская имперская модель на Германскую империю.

Мемориальная доска из слоновой кости, представляющая либо Романа IV Диогена и Евдокию Макремволитиссу (около 1070), либо Романа II и Евдокию (около 945)
Мемориальная доска из слоновой кости, представляющая либо Романа IV Диогена и Евдокию Макремволитиссу (около 1070), либо Романа II и Евдокию (около 945)

АББАТСТВО СВЯТОГО КИРИАКА

Нижняя Саксония, 961-975

Церковь Святого Кириака, Гернроде, Саксония-Анхальт, 959
Церковь Святого Кириака, Гернроде, Саксония-Анхальт, 959

Ссылка на античность, которую высоко ценили каролинги, станет нормой к 1000 году и просуществует на протяжении всего XI века. Высокие строения с несущими конструкциями представляли собой упрощенную имитацию раннехристианских римских базилик. Данное двуполярное здание, оснащенное в западной части сплошной каменной стеной, кроме прочего, имеет чередующиеся опоры (колонны и столбы) и галереи, проход в которые обеспечивают проемы, расположенные попарно. Эти две появившиеся впервые, бесспорно, на Западе особенности имеют греческое происхождение. Моделью могла послужить Базилика Святого Димитрия из Салоников в Греции (VI век).

Базилика Святого Димитрия, Салоники, Греция, 313-323
Базилика Святого Димитрия, Салоники, Греция, 313-323

КОЛОННА ХРИСТА

Собор Святого Михаила, Хильдесхайм, Нижняя Саксония 1020

Колонна Христа, Собор Святого Михаила, Хильдесхайм, Нижняя Саксония 1020
Колонна Христа, Собор Святого Михаила, Хильдесхайм, Нижняя Саксония 1020

Это монументальное основание креста, должно быть, напоминающее колонну Храма Соломона, определенно относится к древним имперским колоннам, в частности, к колонне Траяна в Риме. По всему сплошному регистру, снизу вверх, выделяются барельефами главные эпизоды жизни Христа. Эта продукция мастерской, изготовляющей изделия из бронзы в Хильдесхайме, демонстрирует мастерство, подобное мастерству ремесленников в капелле Карла Великого. Тем не менее, вместо того чтобы взять за основу только античный декор, художники XI века предпочтение отдают изображениям фигур и обилию декора.

АЛТАРЬ В БАЗЕЛЕ

Начало ХІ века

Алтарь в Базеле, Начало ХІ века
Алтарь в Базеле, Начало ХІ века

В отдельных центрах (Фульда, долина Рейна) получила развитие скульптура барельефов, или круглая скульптура. Близкая ювелирному искусству по отточенности, она сходится с монументальной скульптурой по своим размерам. Перед алтарем, подаренным собору в Базеле Генрихом II и его супругой, изображен Христос; у его ног коленопреклоненные монархи, а по обе стороны - архангелы и святой Бенедикт. К большим фигурам на барельефах из дерева прикреплена золотая пластинка чеканной работы с несколькими графическими дополнениями.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: