Найти тему

История искусства: Каролингское Возрождение. Культурное новшество IX века

Оглавление

Желание каролингских монархов вновь обрести великолепие античной цивилизации может восприниматься как попытка раннего «Возрождения».

Золотой кодекс из Лорша, VIII—IX вв.
Золотой кодекс из Лорша, VIII—IX вв.

Параллельно с попыткой политического объединения Пипина и Карла Великого с целью восстановления Западной христианской империи возникает необходимость религиозного и культурного возрождения (литургическое объединение, реформа письменности, распространение рукописей, иногда оформленных миниатюрами). Следовало также обрести разработанную архитектурную технику, которую применяли древние и которую позволило узнать и оценить разграбление разрушенных городов.

Утрехтская псалтырь, 820-835
Утрехтская псалтырь, 820-835

Очевидная ссылка на античную эстетику

Некоторые техники, в частности, архитектурные, были утрачены или сократились в связи с отсутствием сильной центральной власти, а отсюда и престижных заказов. Франкская традиция, скорее направленная на производство ювелирных изделий и мебели, является тому причиной. Однако вкус к красивым материалам утрачен не был благодаря технике повторного использования (мраморные колонны, коринфские капители и даже высеченные рельефы). В период правления Карла Великого, в результате итальянских завоеваний, появилась возможность заимствований у самых великолепных городов. В любом случае каролингское искусство - это лишь следствие грабежа. Были освоены техники, которые позволят отливать ворота из бронзы и балюстрады галерей в Ахене или выполнять мозаику в Жерминьи-де-Пре. Кроме того, архитектура пытается имитировать классические модели, их формы и внешний вид. В скульптуре отмечают множество оригинальных работ на протяжении всего IX века, в частности, в Германии.

Ахенский дворец, VIII - IX вв.
Ахенский дворец, VIII - IX вв.

Изображения: копии или творения?

В чем же заключается собственный вклад художников, называемых «каролингскими»? В самом деле, англосакское влияние ограничивается главным образом разрисованными буквами и некоторым декоративным оформлением бордюров; что касается других изображений, раннехристианские источники неоспоримы. Однако анализ этих изображений показывает, что если элементы являются античными и если можно предположить, что обращались к художникам, приехавшим из средиземноморского региона, то небольшое число рукописей-образцов стало для художников предметом заимствований для создания собственных творений. Таким образом, в некоторых основных рукописях палатинской школы Карла Великого один и тот же план евангелистов воспроизведен четыре раза в разной одежде и с различным оформлением пространства.

Евангелие Эббона, 825
Евангелие Эббона, 825

Известные произведения

ФРАГМЕНТ БРОНЗОВЫХ ДВЕРЕЙ ПАЛАТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ

Ахен, около 805 года

Фрагмент бронзовых дверей Палатинской капеллы, 805
Фрагмент бронзовых дверей Палатинской капеллы, 805

Бронзовые решетки галереи и дверей имеют каролингскую фактуру. Два типа решеток, называемых «классическими» и «франкскими», указывают на то, что мастерская, возможно, привезенная из Италии, строго придерживалась античной эстетики, в то время как местная мастерская играла вторичную роль. Каждая створка западной двери, цельного литья, должна также квалифицироваться как «классическая», так как декор бордюров и головы львов могли бы пройти как римские творения.

МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ВОРОТА

Лорш, конец VIII или середина IX века

Надвратная капелла Лоршского аббатства, начало X в.
Надвратная капелла Лоршского аббатства, начало X в.

Эти монументальные ворота, единственное, что сохранилось от каролингского монастыря в Лорше, кажутся, скорее, триумфальной аркой, над которой возвышается парадный зал, с ведущими к нему двумя боковыми лестницами. Для фундамента их тщательно отделанного западного фасада использовался крупный тесаный камень, а для верхних этажей - комбинированная декоративная каменная кладка (чередование белого известняка и розового песчаника). Встроенные колонны увенчаны пестрыми, в античном духе, капителями.

ФОНТАН ЖИЗНИ

Молитвенник Карла Великого, 781-783 года

Молитвенник Карла Великого, 781-783
Молитвенник Карла Великого, 781-783

Фонтан жизни, окруженный животными, иллюстрирует притчу, в которой олени (христиане) пьют из источника (слово Христа). Здесь фонтан представляет собой строение с центрическим планом, хорошо известная схема которого происходит от греческого tholos (круглый храм). Став декоративным мотивом в императорском Риме (помпейские фрески), он переместился в христианский период поздней античности, прежде чем его захватили каролинги. Выбор кажется намеренным, но трактовка изображения стремится разрушить присутствующую в модели глубину. Мотив античный, трактовка варварская. Противостоящая ему разрисованная буква, украшенная плетеными узорами, относится к ирландской традиции. Однако третье измерение появляется в трактовке сидящих на троне фигур. Эта первая из рукописей, заказанных Карлом Великим, позволяет уловить новые иконографические и стилистические тенденции, получившие свое развитие в начале IX века, а также разработку иносказаний.

МОЗАИКА КОВЧЕГА ЗАВЕТА

Жерминьи-де-Пре, начало IX века

Мозаика в Жерминьи-де-Пре, начало IX века
Мозаика в Жерминьи-де-Пре, начало IX века

Единственная сохранившаяся каролингская мозаика доказывает стремление каролингских художников вписаться в традицию христианских истоков. Как и в Ахене, из памятников в Равенне были удалены мозаичные кубики, но концепция изображения - каролингская. В самом деле, таково изображение в святая святых - Иерусалимском храме. Здесь два ангела обрамляют ковчег, к которым присоединяются два других, поменьше. Это изображение косвенного божественного присутствия, по всей видимости, давало иносказательное объяснение Теодульфа, пытавшегося через иконоборчество (отказ от изображений) изобразить Христа.