Желание каролингских монархов вновь обрести великолепие античной цивилизации может восприниматься как попытка раннего «Возрождения».
Параллельно с попыткой политического объединения Пипина и Карла Великого с целью восстановления Западной христианской империи возникает необходимость религиозного и культурного возрождения (литургическое объединение, реформа письменности, распространение рукописей, иногда оформленных миниатюрами). Следовало также обрести разработанную архитектурную технику, которую применяли древние и которую позволило узнать и оценить разграбление разрушенных городов.
Очевидная ссылка на античную эстетику
Некоторые техники, в частности, архитектурные, были утрачены или сократились в связи с отсутствием сильной центральной власти, а отсюда и престижных заказов. Франкская традиция, скорее направленная на производство ювелирных изделий и мебели, является тому причиной. Однако вкус к красивым материалам утрачен не был благодаря технике повторного использования (мраморные колонны, коринфские капители и даже высеченные рельефы). В период правления Карла Великого, в результате итальянских завоеваний, появилась возможность заимствований у самых великолепных городов. В любом случае каролингское искусство - это лишь следствие грабежа. Были освоены техники, которые позволят отливать ворота из бронзы и балюстрады галерей в Ахене или выполнять мозаику в Жерминьи-де-Пре. Кроме того, архитектура пытается имитировать классические модели, их формы и внешний вид. В скульптуре отмечают множество оригинальных работ на протяжении всего IX века, в частности, в Германии.
Изображения: копии или творения?
В чем же заключается собственный вклад художников, называемых «каролингскими»? В самом деле, англосакское влияние ограничивается главным образом разрисованными буквами и некоторым декоративным оформлением бордюров; что касается других изображений, раннехристианские источники неоспоримы. Однако анализ этих изображений показывает, что если элементы являются античными и если можно предположить, что обращались к художникам, приехавшим из средиземноморского региона, то небольшое число рукописей-образцов стало для художников предметом заимствований для создания собственных творений. Таким образом, в некоторых основных рукописях палатинской школы Карла Великого один и тот же план евангелистов воспроизведен четыре раза в разной одежде и с различным оформлением пространства.
Известные произведения
ФРАГМЕНТ БРОНЗОВЫХ ДВЕРЕЙ ПАЛАТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ
Ахен, около 805 года
Бронзовые решетки галереи и дверей имеют каролингскую фактуру. Два типа решеток, называемых «классическими» и «франкскими», указывают на то, что мастерская, возможно, привезенная из Италии, строго придерживалась античной эстетики, в то время как местная мастерская играла вторичную роль. Каждая створка западной двери, цельного литья, должна также квалифицироваться как «классическая», так как декор бордюров и головы львов могли бы пройти как римские творения.
МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ВОРОТА
Лорш, конец VIII или середина IX века
Эти монументальные ворота, единственное, что сохранилось от каролингского монастыря в Лорше, кажутся, скорее, триумфальной аркой, над которой возвышается парадный зал, с ведущими к нему двумя боковыми лестницами. Для фундамента их тщательно отделанного западного фасада использовался крупный тесаный камень, а для верхних этажей - комбинированная декоративная каменная кладка (чередование белого известняка и розового песчаника). Встроенные колонны увенчаны пестрыми, в античном духе, капителями.
ФОНТАН ЖИЗНИ
Молитвенник Карла Великого, 781-783 года
Фонтан жизни, окруженный животными, иллюстрирует притчу, в которой олени (христиане) пьют из источника (слово Христа). Здесь фонтан представляет собой строение с центрическим планом, хорошо известная схема которого происходит от греческого tholos (круглый храм). Став декоративным мотивом в императорском Риме (помпейские фрески), он переместился в христианский период поздней античности, прежде чем его захватили каролинги. Выбор кажется намеренным, но трактовка изображения стремится разрушить присутствующую в модели глубину. Мотив античный, трактовка варварская. Противостоящая ему разрисованная буква, украшенная плетеными узорами, относится к ирландской традиции. Однако третье измерение появляется в трактовке сидящих на троне фигур. Эта первая из рукописей, заказанных Карлом Великим, позволяет уловить новые иконографические и стилистические тенденции, получившие свое развитие в начале IX века, а также разработку иносказаний.
МОЗАИКА КОВЧЕГА ЗАВЕТА
Жерминьи-де-Пре, начало IX века
Единственная сохранившаяся каролингская мозаика доказывает стремление каролингских художников вписаться в традицию христианских истоков. Как и в Ахене, из памятников в Равенне были удалены мозаичные кубики, но концепция изображения - каролингская. В самом деле, таково изображение в святая святых - Иерусалимском храме. Здесь два ангела обрамляют ковчег, к которым присоединяются два других, поменьше. Это изображение косвенного божественного присутствия, по всей видимости, давало иносказательное объяснение Теодульфа, пытавшегося через иконоборчество (отказ от изображений) изобразить Христа.