Я бы не сказала, что корейский Exhuma, превратившийся в отечественном прокате в «Проклятие «Зов могилы», - это прямо-таки хоррор, скорее, экзотичная мистика для любителей посмотреть, как в разных странах «профессионалы» расправляются с разбушевавшимися злыми духами.
Рейтинг IMDb - 6.9
Продолжительность — 2 часа 14 минут
Удивительным образом эта история стала одним из кассовых хитов корейского проката, заняв вполне пристойное 6 место за всю историю развития кинематографа страны, обогнав, к примеру, «Поезд в Пусан», «Паразитов» и даже две из пока-что трех частей «Криминального города».
Парочке молодых, но уже в меру прожженных шаманов - Ли Хва-рим и Бон-гилю (красавчику Ли До-хёну, сыгравшему одну из самых романтичных реинкарнаций главного героя в прекраснейшей дораме "Игра смерти") неожиданно везет: в Лос-Анджелесе они находят состоятельного и щедрого клиента-корейца Пака Джи-ёна, который никак не может исцелить своего новорожденного сына. Кроха совершенно здоров, но ревет не прекращая сутки напролет. Запах денег кружит молодежи голову, но кое-каких сил они все-таки по-настоящему побаиваются. Например, разгневанного духа предков, усмирение которого может принять непредсказуемый оборот. И тут без опытной старости не обойтись, поэтому Хва-рим и Бон-гиль обращаются за помощью к другой парочке «профессионалов».
Каждый год в Корее умирает 250 тысяч человек, но хорошие участки все ещё есть, удивительно!
Геомант и специалист по фэн-шуй для живых и мертвых Ким Сан-док вот уже 40 лет подбирает подходящие места для умиротворенного захоронения родственников корейских богачей, а его напарник и постоянный резонер, владелец похоронного бюро Ён-гын помогает организовать церемонию на должном уровне.
- Бабушка хочет есть, ей нужны зубы! — увещевают они на одной из подобных проф. процедур стащившего из ностальгических соображений челюсть почившей бабули внучонка. Вот такие они, рядовые будни современных укротителей мятежных духов.
Но предстоящее дело - это тебе не безобидных мертвых старушек успокаивать, оно из разряда категории «повышенной трудности». Однако главные герои фильма не из трусливых, к тому же не лишены и толики профессионального благородства, поэтому, пусть и не без колебаний, принимают решение за него взяться и объединяются в эдакую фэн-шуй-шаманскую бригаду.
Главный в этом квартете, безусловно, звезда «Олдбоя» и не только Чхве Мин Сик, он же стареющий спец по аномалиям с духами Ким Сан-док, мечтающий накопить денег на достойную свадьбу дочки: он тебе и землю пожует для уточнения «диагноза» (на то он и геомант), и соль на «неспокойную» могилку захватить не забудет, и корейскую историю при случае вспомнит да и лопатой неплохо может поорудовать, если придется.
Чтобы снять со своего состоятельного заказчика и его первенца родовое проклятие, нужно отправиться на могилу его дедушки, затерянную в «нехорошем месте» на высоком холме и эксгумировать его останки. Понятное дело, что речь идет не о мед-экспертной процедуре, раскапывать старинное захоронение будут в сопровождении хитроумного шаманского ритуала.
Рецепт успокоения духа по-корейски: возьмите 5 свиных туш, наймите 5 рабочих, родившихся в год свиньи и небольшой отряд ритуальных барабанщиков, далее энергично танцуйте с ножами, покалывая тушки, до получения желаемого результата.
Сам режиссер картины Чан Джэ-хён — товарищ крайне повернутый на мистике и всяческих оккультных штучках. На создание этой истории его так и вообще вдохновил личный опыт — когда-то давно в детстве он сам присутствовал на примерно таком ритуале «шаманской эксгумации».
Вообще, разнообразные шаманские ритуалы - это одна из самых колоритных составляющих «Зова могилы». Все эти странные, завораживающие танцы-песни, секретные ингредиенты, необычные попытки обмануть разномастные сущности то так, то эдак… Причем, Чан Джэ-хён настоял, чтобы актеры по-серьезному изучали все эти действа, а на съемочной площадке картины был даже самый настоящий консультант-шаман. Да и такое бывает)
О могиле беспокойного дедушки-духа среди местных ходят разные туманные слухи, да и мародеры туда не раз пытались наведаться. Мрачноватые предчувствия усугубляют кружащие вокруг поляны с захоронением максимально немило выглядящие лисички.
А после кое-какого инцидента и вовсе поднимается зловещий ветер, сгущаются тучи и начинается ливень, а значит, по корейским народным приметам, чтобы дух обрел покой, кремацию дедули нужно переносить...
И теперь уже и ежу понятно, что события примут неприятный и опасный для некоторых персонажей истории оборот. Не скажу, что прямо удивительно-непредсказуемый: все в традиционных рамках жанра, но зато без излишней глупости и нелогичности. Кое-какие моменты так и вообще, на мой взгляд, очень даже неплохо удались.
Примерно через часок может возникнуть даже легкая растерянность из серии «эээ, еще ж только половина фильма! А что же они будут делать дальше?!». А дальше нас ждет «черный ящик» (ну ладно - почти-черный почти-ящик), и этот поворот опять не оставит наш квартет без работы.
Немного жаль, что возникающая в определенный момент духо-расследования тема, связанная с отголосками японо-корейского конфликта, так и остается довольно беспомощно висеть, скорее, для эдакого «легендарного» декора. Мне кажется, если бы ее получше докрутить и покрепче связать со всеми этими призрачными делами, история вышла бы эффектнее.
Внимание! Аккуратно! Далее - спойлеры средней тяжести!
Совсем интригу они не погубят, но слегка эффект неожиданности подпортят. Нелюбопытных ждет в конце краткое резюме без них.
О проникновении корейской истории в мир духов и наоборот, а также об общей тональности концовки фильма
Дедушка клиента оказывается предателем-перебежчиком, во время японской оккупации присягнувшим японскому же монаху-воину Мураяме Дзундзе, который и придумал похоронить его в этой странной безымянной могиле.
Мародеры оказываются вовсе никакими не бандитами, а корейскими патриотами из некоего Союза железа. И искали они на горе вовсе не абстрактные сокровища, а совершенно конкретный предмет — железный кол. Подобные колья японцы на самом деле вбивали в горах, чтобы сломить дух довольно суеверного на наш современный взгляд корейского народа.
Раскопанная же нашими героями могила — не что иное, как 2 в 1. Выкопал дедушку, рой дальше, ибо гроб сверху - лишь маскировка для более ценного захоронения, в котором зарыт прОклятый японский самурай, который и «охраняет» тот самый железный артефакт. Все это, правда, вытаскивается из общей истории прямо крошечными клочочками.
Есть еще и мутноватая тема с найденными Сан-доком на обратной стороне могильной плиты координатами и очень пафосно звучащей фразой «Лиса перегрызла хребет тигру». Типа тигр — это Корея, лиса — это вроде как Япония, а координаты, это место, где Корея, то бишь тигр, вгрызается в континент. Все это очень по-восточному поэтично, но оказывается совершенно никак не использованным далее.
Зато вот самурай с того света, которого в фильме иногда называют анима, а иногда - просто японский дух, вышел классный - здоровучий, кровожадный, а еще он может превращаться в устрашающе парящий в небе огненный шар и «удирать», почти как Вий, при пении первых петухов. Да и убить его без знания законов фэн-шуй вроде как и не выйдет.
Любители хэппи-ендов могут свободно выдохнуть, тут он будет и даже с большим групповым фото на свадьбе той самой дочки, а дальше покорителей духов вновь ждет их слегка необычная, практически вымирающая в нашем черством мире не верящих в сверхъестественное работа.
Резюме без спойлеров!
«Проклятье. Зов могилы» - вполне симпатичный мистический фильм, призванный не напугать, а скорее, только самую капельку пощекотать нервишки. В нем не будет моря кровяки, гор трупов и каких-то революционных сюжетных ходов, но сделан он с душой и смотрится вполне с интересом, и тут точно не обошлось без обаяния корейских шаманов)