Найти тему
Финансовый гений

Раскрыты направления инвестиций из ФНБ в 2024 году, но не все. "Кубышка" продолжит худеть.

Все уже наверное и забыли, что знаменитая российская "кубышка" ФНБ изначально создавалась в целях софинансирования бюджета Пенсионного фонда. Вот уже долгие годы фонд расходуется на что угодно, только не на это.

Сейчас условно все расходы средств ФНБ можно разделить на 2 больших направления:

1. Инвестиции в т.н. инфраструктурные проекты.

2. Покрытие дефицита федерального бюджета.

Например, за последние 2 года на покрытие дефицита федерального бюджета дважды использовались средства ФНБ в объеме, близком к 3 трлн рублей (почти весь образовавшийся дефицит в конце каждого года покрывался из ФНБ).

А в инфраструктурные проекты из фонда, например, в прошлом году было вложено 1,1 трлн рублей.

При этом ликвидная часть средств фонда (это те средства, которые никуда не вложены, и которые вот так можно использовать) за эти годы заметно сократилась - на начало текущего года там оставалось всего 5 трлн рублей.

И вот, уже стало известно, что на инфраструктурные проекты из ФНБ и в этом году планируют потратить более 1 трлн, о чем сообщил первый замглавы Минэкономики Илья Торосов.

-2

При этом он озвучил только часть проектов, в которые планируется вложить средства ФНБ:

  • строительство комплекса по переработке этансодержащего газа в порту Усть-Луга — 392 млрд руб.;
  • расширение производства воздушных судов — 284 млрд руб. (правительство планировало, что средства будет получать «Ростех», который выпустит облигации на 15 лет под льготную ставку 1,5% годовых);
  • льготный лизинг воздушных, водных судов и автобусов — 100 млрд руб. (проект ГТЛК);
  • строительство дороги Казань—Екатеринбург — 77 млрд руб. (через «Автодор»);
  • проекты ЖКХ — 30 млрд руб. (через Фонд развития территорий).

В совокупности это 883 млрд рублей. Еще 200-300 млрд или более уйдут на "секретные" объекты финансирования.

При этом г-н Торосов отметил, что лишь 890 млрд этих инвестиций планируются как самоокупаемые. То есть остальные - это просто вложения, которые не получится вернуть даже в перспективе.

Также уже есть планы по расходованию средств ФНБ в 2025 году, например, планируется выделить 300 млрд рублей на строительство высокоскоростной магистрали в Санкт-Петербург. В марте стало известно, что еще 295 млрд рублей из ФНБ запрашивал Минтранс на переоформление иностранных самолетов в российскую собственность (в основном - это деньги для "Аэрофлота"). Эта сумма не озвучена в инвестициях текущего года, значит, может попасть в следующий.

Помимо прочего, на данный момент Минфин ожидает дефицит федерального бюджета более 2 трлн рублей на конец года (его план повышен).

Значит, еще около 2 трлн, вполне вероятно, уйдут на покрытие этого дефицита (если все пойдет по плану).

При остатке ликвидной части 5 трлн, если использовать более 1 трлн на инфраструктурные проекты и 2 трлн на покрытие дефицита - что останется?

Понятно, что ФНБ не только расходуется, а и пополняется. Но пополняется он с нефтегазовых доходов а они, опять же, согласно пересмотренному плану Минфина, будут только снижаться.

Так что, могу предположить, что ликвидная часть ФНБ при вот таком раскладе как сейчас, в текущем году "похудеет" еще как минимум на 1 трлн рублей, а может и сильнее.

Тратить все эти средства "под ноль" было бы верхом неразумности, даже с точки зрения властей. "Кубышка" как источник финансирования постепенно исчерпывает свои возможности. При таком подходе на горизонте 1-2 лет там останется разве что какой-то небольшой НЗ на самый крайний случай.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.