Несколько дней назад вышли данные Госказначейства, из которых следует, что дефицит федерального бюджета по итогам первых 4 месяцев составил аж 4 трлн рублей.
Ранее Минфин оценивал дефицит только в 1,5 трлн (что, в принципе, и так почти соответствовало годовому уровню).
Некоторые авторы в СМИ и блогосфере начали успокаивать аудиторию: мол, такие расхождения связаны с тем, что Казначейство не зачло некую крупную сумму доходов, которая поступила то ли в последний, то ли в первый день месяца, а Минфин эту сумму зачел. И что, мол, все нормально, это лишь технический момент.
Возможно, это так. А возможно - и не так. Потому что Минфин точно так же мог специально зачесть данную сумму доходов в апрель, когда сильно скакнули расходы, чтобы дефицит не выглядел столь ужасающе (именно в первые месяцы квартала обычно осуществляется авансовое финансирование по бюджетным закупкам, что и дает такой рост затрат). А сумма при этом реально поступила уже в мае. А Казначейство все посчитало правильно. Может такое быть? Почему нет.
Я считаю, что еще рано делать точные выводы на этот счет, их лучше сделать, когда получим данные за май, а лучше - еще и за июнь, как от Минфина, так и от Госказначейства. Полугодие - это такой хороший отчетный период, когда лучше всего подбивать промежуточные итоги.
Но что уже сейчас можно точно утверждать - так это то, что сам Минфин запланировал увеличение дефицита бюджета примерно на треть от прежней суммы, что связано с ростом расходов. Сегодня появилась вот такая новость.
Это не просто какие-то прогнозы - это законопроект, который внесен в Госдуму, и вскоре обязательно будет принят.
Теперь дефицит бюджета на конец года должен составить не 1,6 трлн, как было заложено ранее, а уже 2,12 трлн рублей.
Потому что расходы вырастут до 37,183 трлн рублей. А доходы немного снизятся до 36,063 трлн рублей. Расходы вырастут на 522 млрд, дефицит - на 525 млрд - он обусловлен преимущественно именно ростом расходов, а не падением доходов.
Также в законопроекте значится повышение предела государственного внутреннего долга с 26,637 трлн руб. до 26,680 трлн руб (на 43 млрд рублей).
Таким образом, повторюсь, дефицит уже официально будет выше 2 трлн рублей. Потому что так же официально растут расходы при неизменных (и даже чуть падающих) доходах. И это несмотря на то, что расходы на 2023 год, в сравнении с фактическими данными 2022 года и так повысили на четверть, теперь, уже в процессе, видят, что и этого не хватает, и повышают еще сильнее.
Есть ли гарантии, что больше таких повышений не будет? Нет, конечно.
Стоит также напомнить, что 2 последних года бюджетный дефицит финансировался преимущественно за счет средств ФНБ (каждый раз почти на 3 трлн). На начало текущего года ликвидная часть ФНБ (которую и можно использовать на эти цели) составляла 5 трлн рублей.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.