Найти тему

Задумайтесь, сколько весит 1 метр железной дороги? Как я ошибся на работе

Оглавление
Источник https://xn--e1akcq1b.xn--p1ai/predlagaemye-pecialnosti/
Источник https://xn--e1akcq1b.xn--p1ai/predlagaemye-pecialnosti/

Помню день, когда мы приехали к железнодорожному мосту, чтобы осмотреть место предстоящих работ. Там, в будущем предстояло заменить несколько пролетных строений железобетонного моста. Даже схему вам покажу того места. Смотрите ниже.

Схема по замене пролетных строений моста
Схема по замене пролетных строений моста

Чтобы демонтировать старое пролетное строение, нужно сначала демонтировать рельсошпальную решетку. И вот, в момент обсуждения постановки крана, появился вопрос. Сколько весит рельсошпальная решетка такой-то длины?

А плети были заварены (бесстыковой путь). Поэтому начальнику ПЧ не нравилось то, что мы задумали резать плети, хоть он и понимал, что дефектные пролеты моста нужно менять. Так, он немного раздраженно отвечал:

Начальник ПЧ 😠 - Сколько весит? Ну это надо каждую деталь посчитать, я так наизусть не помню. Порежете нам плети... Вы вообще в прошлый раз нам кривые сломали, до сих пор мучаемся

А ведь правда, надо учитывать каждую деталь, потому что все эти подкладки, болты и прочие детали довольно тяжелые. Я когда только начинал работать, здорово обжегся на этом. Ниже представлено типичное для наших железных дорог скрепление КБ65

Демонстрация деталей скрепления КБ65 на сайте ВСП74
Демонстрация деталей скрепления КБ65 на сайте ВСП74

Если мы заглянем в альбом верхнего строения пути, и просуммируем все детали этого скрепления, то получим 12.344 кг. Кажется, что мало, но если посчитать и взять, например, короткое типовое звено длиной 12.5 метров, с типичной для моста эпюрой 2000 шпал/на 1 км, то получается 25 шпал с 50 такими скреплениями. А это уже 617.200 кг. Согласитесь, такой вес надо учитывать, тем более тогда, когда кран стоит далеко. Из-за длинного вылета стрелы, серьезно падает грузоподъемность.

К тому времени я уже знал про это. Но когда я только начинал работать, я забыл учесть этот момент. Так при составлении проекта производства работ на другой мост, я вычислил массу монтируемых железобетонных плит без массы скреплений КБ65. Ниже приведены такие плиты. Обратите внимание как крепится рельс.

Плиты БМП. Байкало-Амурская магистраль
Плиты БМП. Байкало-Амурская магистраль

Причем это был мой первый проект и я очень много раз все перепроверял. Но почему-то мозг решил забыть про эти детали. Возможно потому что все внимание было сосредоточено на тяжелых железобетонных плитах и рельсах.

Как я тогда испугался, когда обнаружил ошибку. Ведь проект уже согласовали и подписали. До «окна» 2 вроде дня оставалось. Я пересчитал и меня спасло то, что проектом предусматривался монтаж этих плит краном, который монтирует стрелочные переводы! Но я все равно сообщил мостовому мастеру. И попросил передать машинисту крана исправленные данные.

-5

Ну а сколько все же весит 1 метр звена рельсошпальной решетки?

-6

После того как мы узнали сколько весит скрепление, посчитать вес шпалы и рельса не составляет ничего сложного. Так, масса одного метра рельса Р65 составляет 64.88 кг. А масса одной железобетонной шпалы 270 кг.

В общем нормальное 25 метровое звено рельсошпальной решетки с эпюрой 2000 шпал весит 17 978 кг. Или ≈ 18 тонн.

Если переводить в условный вес 1 метра, то мы получим 0.719 т/м - при эпюре 2000 шпал, с рельсами Р65, на ЖБ шпалах, со скрепление КБ65

Мы можем сравнить такую же решетку, но уже на дереве со скреплением КД65, которое представлено ниже.

Скрепление КД-65 с сайта ВСП74
Скрепление КД-65 с сайта ВСП74

Так, с того же альбома верхнего строения пути мы можем узнать, что все детали такого скрепления весят 15.612 кг. Деревянную шпалу возьмем I типа массой 85 кг. Так, 25 метровое звено рельсошпальной решетки с эпюрой 2000 шпал и рельсами Р65 будет весить 9 055 кг. Или в метровом эквиваленте 0.362 т/м.

В нашем расчете мы получили, что:

1 метр на железобетонных шпалах весит 719 кг (эпюра 2000 шпал)
1 метр на деревянных шпалах весит 362 кг (эпюра 2000 шпал)

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь!

Также рекомендую прочесть 👇