Найти в Дзене
Человек. Мир. Гнозис

СИФИАНСКИЙ ГНОСТИЦИЗМ

Как мы неоднократно говорили, у гностиков нет единого «канонизированного» догмата. И если Вы попытаетесь разобраться в этом вопросе, то столкнётесь с довольно разными течениями. Вот лишь некоторые из них: симониане, барбелоиты, архонтики, офиты и каиниты, сифиане и др. Так называемый сифианский гностицизм рассматривается как неоднородная, противоречивая, эклектичная, но, тем не менее, единая традиция, которая базируется на общей мистериальной основе. Сифианский гностицизм имеет не христианское, а еврейское происхождение из среды эллинизированных иудеев. Напомним, что Сиф – третий сын Адама и Евы. Отец Еноса. Упомянут в Евангелии от Луки в качестве «родословной» Иисуса Христа: «… Еносов, Сифов, Адамов, Божий».

Гностики претендовали на знание того, что было «в начале», «до Хаоса». Они считали, что это знание в зашифрованном виде содержится как в Торе и в «Одиссее» Гомера, так и в философии Платона и представляет собой тайну, раскрыть которую могут лишь посвященные.

Гностическое эзотерическое учение выражается на языке мифа, который связывает случайные для профанного взгляда события в единую цепь священного повествования. Мы выделяем четыре базовых мифологемы, которые представляют собой эзотерическое толкование Танаха и Нового Завета, а также являются частями разыгрываемой гностиком священной мистерии обретения жизни вечной:

1. Мифологема «Сон человечества».

Демиург погружает Адама в райский сон, в котором тот грезит о плотской Еве и оказывается полностью подчинённым материальным страстям и желаниям, то есть власти архонтов. Сон трактуется как состояние слабоумия, помрачения, разложения и затухания сознания, что есть естественное состояние большинства человечества.

2. Мифологема «Пробуждение к жизни».

Духовная Ева нисходит на Адама, который в её глазах подобен трупу. Она оживляет его, дарует плод Древа Познания и посвящает в таинство бессмертного ума. Адам пробуждается от сна, однако обнаруживает себя в аду материального мира.

3. Мифологема «Непоколебимый род Сифа».

Прозревший Адам оказывается неспособным сопротивляться зову смерти. Он рождает сына Сифа, которому передаёт своё откровение о пробуждении. Сиф выступает не только как физиологический потомок Адама, но и как прообраз всего духовного человечества. Сиф и его потомки видят цель своего пребывания в материальном мире, ищут свободу от власти архонтов и жаждут обретения состояния бессмертия. Они остро ощущают свою неполноту (желание женщины, тупость, сон, старение), чувствуют себя голыми в материи и стремятся надеть одеяния Слова (Логос) и Духа.

4. Мифологема «Священная свадьба».

На пути обретения свободы потомки Сифа встречают отчаянное сопротивление как материальных людей, так творца земного мира, Ялдабаофа. Гностические тексты утверждают, что человеческая душа сотворена по подобию архонтов и потому несвободна, обременена оковами судьбы, которые записаны с помощью букв и числового ряда. На уровне макрокосмоса структуре человеческой души соответствуют двенадцать знаков Зодиака и семь известных в древности планет. Гностики привлекают древнюю легенду о двух колоннах, на которых Сиф начертал сведения о тайне небесных светил. Библейский патриарх оставил пророчество, что эти колонны могут быть уничтожены водой и огнём. Гностики перетолковывают этот сюжет, интерпретируя библейский потоп и уничтожение Содома и Гоморры как попытку Демиурга искоренить священные знания. Крещение водой есть растворение всего тленного и очищение от смертного. Крещение огнём означает переплавку тёмного бессмертного существа и его сгущение в чистый свет. Символика двух колонн Сифа наводит на образ колонн Иерусалимского Храма, который, как утверждают гностики, имеет не материальную, а духовную природу. Знание их смысла обретается в ходу двух нисхождений Духа на гностика, в то время как третье нисхождение дарует спасительный ритуал «пяти печатей», возможность воскресения из мёртвых и вознесения в небесные чертоги Храма.

Вознесение приводит к окончательному высвобождению из пут материи. Однако достигнуть освобождения способен лишь полный человек.

Последним испытанием на пути гностика является погружение на самое дно ада, где подвижник встречается с абсолютным Ничто – основой хаоса и подлинной первоматерией. Если гностик не сумел обрести полноту, то он помыслит нечто в Ничто, согрешит и будет вновь низвергнут в мир разлагающейся материи. Испытание Ничто является интерпретацией учения о Страшном Суде. Лишь полный человек окончательно уподобляется небесному Адаму, обретает бессмертную душу и Дух. Так, с точки зрения гностического учения обретается полнота и завершение плеромы.

_____________
М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция и интерпретация»