10,2K подписчиков

Что спеть у костра? Как мне русская бардовская песня и почему

526 прочитали

“На что-нибудь приятное.” - гласил комментарий донату сегодня утром. А я подумал: почему приятно должно быть одному мне? Тем более, когда меня поддержали в тяжкий, трудный, мрачно-обморочный момент. Пусть будет приятно “хотя бы всем”! На улице лето, пора barbecue и грилля или - говоря на лад русский - шашлыков и посиделок у костра с гитарой. О них ты только вчера у нас в ТГ и был откровенный разговор: точнее, о моем отношении к бардовской песне. Времяпрепровождение в дружной компании на природе я, как и большинство людей, любил. Ну а то, что ко всему музыкальному у меня отношение очень внимательное, ни для кого на канале не секрет. Вот я и решил поговорить о том, что я бы с вами “спел под гитару” на лесной опушке!

Кажется, Окуджаву играет Ди Каприо. Киберпанк обновит и освежит каждого из нас:) Фото: @neuralpony
Кажется, Окуджаву играет Ди Каприо. Киберпанк обновит и освежит каждого из нас:) Фото: @neuralpony

Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением. Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Петь я не умею от слова “совсем”. Тем обиднее это, учитывая наличие у меня слуха, как говорит музыканты, приятного тембра и даже голоса/диапазона, а еще и имитаторских способностей. Но я развивал мышцы ног, а не связки и резонаторы. И теперь каюсь, жалею и мечтаю научиться упущенному. Однако, чем дольше я живу, тем меньше я стесняюсь: так что спеть я - хоть завтра! Как умею, как могу. Как сказал мне в России один монах: “у нас главное - слова”. И, действительно, в русской музыке особенно это часто именно так. Очевидно, что у народа-словесника к логосу, как Слову, что "было вначале" (Ин. 1:1), как к смыслу - отношение совершенно особенное. И в той же бардовской песне это заметно, как мало в каком другом жанре - ведь слово здесь довлеет и над музыкой, и над ритмом или стилем подачи.

В чате я сразу, подняв руки, признался: бардовскую песню в ее классическом, советском воплощении я, увы, знаю плохо. Но главное - не понимаю. Отдельные вещи меня трогают, например, великолепные “Облако”, те, что плывут в Абакан… В целом, этот пласт мне пока никто не раскрыл, и я надеюсь тут на подписчиков. То ли мне не хватает знания контекста, погружения в него, то ли я просто еще “не распробовал” Высоцкого (его уникальная харизма - выше любых комплиментов), Визбора или Галича. Какими бы разными они ни были, боюсь, что я просто настроен “на другой лад”. Бардовская культура очень далека от англоязычного рока, на котором я рос. И если Высоцкий для меня пока - выдающийся актер, то Галич - прекрасный словесник и тончайший драматург. Но это не значит, что у русского костра мне нечего будет спеть. Ведь в широком смысле слова, любая авторская песня исполнении “unplugged”, просто под гитару - претендует на звание бардовской. Особенно, если она “поется”, а не “читается”, и если слова в ней - важны.

И в этом плане, многие современные русские песни, которые я цитирую в своих текстах, а особенно в подписях к иллюстрациям, самая что ни на есть “бардовская песня” по-новому. В наибольшей степени это, наверное, относится к Дарье Виардо. Да, не к каждой песне, но ко многим. Вот и любимый мною и рядом подписчиков Питерский “Аффинаж” - во многом идеально ложится на исполнение у костра. Неслучайно, даже ряд их клипов снят именно так: одним дублем и на природе. Да, духовых у нас не будет, не будет, возможно и надрывно и склонного к своеобразной субтильной истерике вокала Эма Калинина. Но его, местами, выразительнейшие тексты - в наших руках. Или у нас на связках.

Многие из песен с культовой и уже легендарной пластинки “Русский подорожник”, которой осенью стукнет 10 лет, группы 25/17 вошли в спектакль “Обитель. 16 рота”. Где исполняли их именно так: вокал + гитара. А почему бы и нет? Долой роскошный звук, долой электронные эффекты. Отбросим все лишнее и оставим только самую суть. Обнаженную, искреннюю, без прикрас. Под гитару можно петь и многие рок-песни, ведь грань между рокером и бардом в случае с условным Егором Летовым или Александром Башлачевым очень и очень призрачная. Есть здесь и более хулиганские образцы, вроде Гарика или - местами - The Hatters (говоря о более молодой крови), есть и более пригодные для общества интеллигентного, вроде Nautilus’а.

Ну и, конечно, есть у нас в обойме и самый настоящий современный бард - Игорь Растеряев. Относится к нему можно как угодно. Можно сравнивать его с великими первопроходцами, а можно говорить “все уже не торт”. Но то, что его незатейливые, местами очень жизненные и трогательные песенки с “закосом под деревенщика” у костра не менее “дома”, чем сам этот костер на фоне Карельских пейзажей - вне всякого сомнения. И уж точно они более глубокие и осмысленные, чем популярные элементы репертуара молодых шашлычков - вроде вездесущего Коржа, что заповедует нам “жить в кайф”. От последнего, впрочем, отказываться спешить мы не станем.

P.s.: Спасибо за импульс и поддержку подписчице Евгении.

_______________________________________

Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)

Канал существует пока только на ваши донаты -

НА УГОЛЁК

Карта Сбер: 5469 3800 3323 9699 Любовь Ю.

ссылка для поддержки из-за рубежа