Найти тему
Журнал «History Project»

Адюльтер в живописи

Чувство любви существует с тех пор, как появился человек. Все происходит, как в песне, когда люди встречаются, влюбляются, а потом женятся, создавая семью. Но параллельно с этим может развиваться и еще один процесс – супружеская измена. Появилась она, вероятнее всего, довольно давно. Уже в античном периоде истории человечества неверность супругов отражена вполне зримо.

Подтверждением тому служит фреска, найденная в погребенной под слоем пепла вулкана Везувий Помпеях. Там изображена пара римских аристократов, занимающихся любовными утехами. Рядом присутствуют слуги, которые господам совершенно не мешают. Скорее наоборот, вдруг им что-нибудь понадобится, включая дополнительных партнеров. Однако это не все персонажи фрески. Там находится изображение еще одной женщины, правда, она, почему-то больше похожа на призрака.

На самом деле мастер из Помпей показал процесс прелюбодеяния римского богача. А призрачное изображение другой женщины – не что иное, как незримое присутствие супруги мужчины-изменника в качестве немого укора ловеласу.

Античный период продолжает картина Пьера-Нарсиса Герена, на которой художник изобразил Микенскую царицу Клитемнестру, готовящуюся убить своего супруга Агамемнона. Дело в том, что пока ее муж в течение десяти лет завоевывал Трою, его благоверная отыскала для себя мужчину поближе, его двоюродного брата Эгисфа. Судя по всему, процесс прелюбодеяния у них зашел так далеко, что возвратившийся после длительной отлучки супруг появился как нельзя более некстати. Вот и задумали Клитемнестра с Эгисфом освободить ложе от переставшего быть любимым законного супруга. Столь позорной смерти сам Агамемнон явно не ожидал, ведь одно дело пасть в бою героем, и совсем другое – умереть от кинжала в собственной постели.

-2

Сюжет из примерно того же временного периода изобразил на своем полотне «Женщина, уличенная в прелюбодеянии» итальянец Гверчино. За основу художник взял сюжет из Евангелия от Иоанна. Согласно библейскому рассказу, однажды законопослушные иудеи привели к Иисусу уличенную в прелюбодеянии женщину. По обычаям того времени блудницу ожидала суровая кара – ее должны были забить камнями. Однако все видевший и все знавший Христос остудил пыл законников всего одной фразой. Ее смысл был таков: пусть первым выйдет и начнет бросать камни в женщину тот, за которым нет грехов.

-3

В картине Жана Дельвиля «Тристан и Изольда» за основу также взят мифологический сюжет, правда, из более позднего периода Средневековья. Здесь перед Корнуэльским королем Марком держат ответ любовники Тристан и Изольда. Как известно, любящая друг друга пара погибла, но любовников оправдали. Королю было объяснено, что им по ошибке достался некий любовный напиток, под воздействием которого они ничего с собой поделать не могли. Собственно, любовный напиток, скорее всего, был чем-то очень хмельным, и тут против ничего не скажешь. Даже и сейчас большинство супружеских измен случаются после излишнего возлияния горячительных напитков.

-4

Еще один адюльтер, закончившийся трагедией, изобразил итальянский художник Гаэтано Превиати на картине «Паоло и Франческа». Эта история больше известна итальянцам, а в остальном мире о ней знают немногие. Дело произошло в середине второй половине XIII столетия. В 1275 году красавицу Франческу да Римини выдали замуж за Джанчотто Малатеста. Но то ли муж оказался не совсем тем, о ком мечтала молодая девушка, то ли еще по какой-то причине, но Франческа влюбилась в родного брата Джанчотто Паоло. Гаэтано Превиати как раз и показал окончание адюльтера: удар шпаги пригвоздил любовников к кровати, на которой и происходил процесс измены.

-5

А вот Жан-Оноре Фрагонар в своей картине «Качели» показал лишь зарождение неверности. Пока ничего не подозревающий супруг раскачивает на качели молоденькую жену, прячущийся в кустарнике молодой человек заглядывает ей под платье. При этом женщина все отлично видит и при подлете к молодому человеку приподнимает ножку, дабы показать свои прелести в более полном виде. За всем этим процессом наблюдает безмолвная статуя Купидона, который, как бы подыгрывая молодым людям, прижал указательный палец к своим устам, будто говоря: «Вижу, но молчу».

-6

В Советском Союзе, особенно в период его расцвета, в картинах ничего подобного увидеть было нельзя. Однако период перестройки сломал преграды, и в 1987 году художник Рамиль Рахматуллин создал полотно «Недевственница». На первом плане картины находится некий молодой человек в свадебном костюме и белым веночком невесты в руках. Сама же новобрачная безмятежно спит в постели, явно не имея на себе ничего из одежды. Только вот лицо «счастливого» жениха выдает его крайнее разочарование. Судя по всему, он в ходе ночной близости убедился в том, что его новоявленная супруга имела связи с другими мужчинами. И сейчас молодой человек сидит на стуле в раздумьях, что ему делать: уйти или остаться и попытаться не заметить измены.

-7

Уйти – скандал и позор. Остаться – неведение, что будет потом, ведь первоначальная измена может повториться неоднократно. Чем закончились раздумья обманутого жениха, художник оставил домысливать зрителю.