Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Ход урока:
Оргмомент и вступительное слово учителя
Добрый день, ребята!
Сегодня мы все станем участниками заключительного урока по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Основная часть урока
1. Роман «Отцы и дети » многоплановый. Назовите главные проблемы романа.
Предполагаемые ответы учащихся:
- социальные проблемы романа;
- конфликт поколений;
- антагонизм либералов и революционеров-демократов;
- любовь на страницах романа
Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.
Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.
В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к
женщине. Почему? Потому что любовь — это самое чистое, самое высокое и
красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека,
показывая свои истинные качества. Испытание любовью» - один из
распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет
глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны,
показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме
того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою,
авторский взгляд на мир. В романе «Отцы и дети» - 4 любовных сюжета.
Попытаемся раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор
испытывает героев романа любовью.
2. Просмотрите, пожалуйста, термины, размещенные в глоссарии. Поясните значение каждого
Глоссарий
Тезис - мысль, которую нужно доказать.
Аргумент — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Композиция произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Эпизод - это часть художественного произведения, в которой описывается определенный момент действия и раскрывается определенная проблема.
Композиция сочинения — вступление, основная часть и вывод.
Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Счастье - внешнее проявление гармонии души и разума, когда нет противоречия между мыслями и желаниями, когда ум и сердце в гармонии.
3. Вспомните, какие проекты вы представляли на одном из предыдущих уроков, каким было домашнее задание и о чем мы говорили в начале сегодняшнего урока, и предположите, чему он будет посвящен
Подготовка к декабрьскому итоговому сочинению
по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Презентация, дети пишут в тетрадях.
Попробуйте сформулировать тему будущего сочинения, используя ключевые слова ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, ВСЕГДА ЛИ.
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Сформулируйте основные цели и задачи урока (записать на дополнительной доске)
- Повторить основные правила написания ИС
- Проанализировать любовные линии романа
- Подготовиться к написанию ИС по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
4. Предлагаю прямо сейчас повторить правила написания ИС. Прослушайте утверждение и запишите в тетради + , если вы согласны и - , если нет
1. В сочинении должно быть не менее 350 слов -
2. Во вступлении обязательно должен прозвучать тезис +
3. В сочинении достаточно привести 1 аргумент -
4. Максимальное количество аргументов - 2 -
5. В качестве аргумента может выступить подробный
пересказ произведения -
6. Все части сочинения должны быть связаны логически
и с помощью предложений – переходов +
7. Вместо нескольких минивыводов после каждого из аргументов можно сделать один большой вывод в конце сочинения -
8. Авторская позиция чаще всего отражена в минивыводах, а позиция автора сочинения – в 1 и последнем абзацах +
9. В итоговом сочинении нельзя использовать в качестве аргументов нельзя указывать на отражение биографии автора в его произведениях -
10. Заключение должно подтверждать мысль, высказанную в форме тезиса в первом абзаце +
Проверим, насколько вы знакомы с теорией написания сочинения. Учитель читает вопрос, ученики поясняют ответ.
Поднимите руку те, у кого результат показывает прекрасное знание теории написания сочинения. Есть ли вопросы у тех, кто допустил ошибки?
5. Итак, обратимся к великому произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети». В этом тургеневском романе главные герои проведены через любовь к женщине. Почему?
Предполагаемые ответы учащихся:
Потому что любовь — это самое чистое, самое высокое
и красивое чувство, перед ним раскрываются душа
и личность человека, показывая свои истинные качества.
Испытание любовью - один из распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны, показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме того, испытание любовью помогает выявить авторское отношение к герою, авторский взгляд на мир.
6. У вас на столах лежат карточки. Давайте поработаем с заданием 1. Прочитайте цитаты про себя, подумайте, кому они могут принадлежать и запишите рядом с каждой цитатой имя, отчество и фамилию
«Я люблю Вас… глупо, безумно» (Е. Базаров)
«Я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас…» (Аркадий Кирсанов)
«Если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть» (Н. П. Кирсанов)
«Ах, как я люблю это пустое существо!» (П. П. Кирсанов)
А вы будьте вполне уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану и существовать. (И. С. Тургенев – Виардо)
Теперь я попрошу поменяться карточками с соседом по парте и осуществить взаимопроверку, отметьте знаком + верные ответы, а знаком - - неверные. Пока ключи я вам не предоставляю.
Верните карточки своим товарищам и проверим результат вашей работы.
Учитель читает цитаты и учащиеся говорят правильные ответы.
Учитель открывает записи на доске.
Поднимите руку те ребята, у кого все ответы были правильными. Замечательно!
На одном из прошлых уроков вы составляли инфографики по 4 любовным сюжетам произведения и по любовной линии И.С. Тургенева.
В связи с тем, что представление проектов уже состоялось, я задам всего лишь несколько вопросов по содержанию некоторых из них
На дополнительной доске расположены слова – характеристики любви
Учитель вывешивает инфографики на основную доску под цитатами в процессе работы, ребята размещают под каждым ифографиком – ключевое слово
Николай Петрович – Фенечка
Слайд с изображением инфографика и синквейна
1. Чем привлекла внимание Николая Петровича Фенечка?
2. Чем пожертвовал Н.П. Кирсанов ради своей любви?
3. Можно ли назвать Н.П. Кирсанова счастливым человеком?
4. Что сделала значимого Фенечка ради Н.П. Кирсанова?
5. В чем заключалось счастье Фенечки?
6. Синквейн, относящийся к любви Н.П. Кирсанова (ученик читает и выбирает слово)
Какое слово из размещенных на доске может охарактеризовать любовь этих героев? (УВАЖЕНИЕ)
В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к
женщине. Почему? Потому что любовь — это самое чистое, самое высокое и
красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека,
показывая свои истинные качества. Испытание любовью» - один из
распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет
глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны,
показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме
того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою,
авторский взгляд на мир. В романе «Отцы и дети» - 4 любовных сюжета.
Попытаемся раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор
испытывает героев романа любовью.
Каждая группа должна в ходе рассуждений выбрать одно из ключевых слов, расположенных на дополнительной доске (испытание, наваждение, уважение, дружба, преданность) и объяснить, по какой причине его выбрали.
Аркадий Кирсанов - Катя
Что касается этой пары, то в связи с ограничением времени урока предлагаю прочитать синквейн и найти слово, больше всего характеризующее их любовь (ДРУЖБА)
Предлагаю ответить на ряд вопросов и обобщить изученный материал.
1. Что объединяет данные пары? (у них любовь взаимна, и они счастливы)
2. Что лежит в основе счастливых отношений любящих друг друга Николая Петровича и Фенечки? (взаимное уважение, готовность к самопожертвованию)
3. Что лежит в основе счастливых отношений любящих друг друга Аркадия и Кати? (общие интересы и дружба)
4. В какой части сочинения можно рассказать о любви этих героев? (1 или 2 аргумент)
Физкультминутка
Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)
Ребята и уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть от напряженной работы. Все вы наверняка знаете, что любовь – это сильное чувство, охватывающее человека полностью. Помните, как Базаров говорил, что любовь – это физиология. А знаете ли вы, что согласно китайской медицине каждый из пальцев на нашей руке связан с каким-либо органом?
Поднимите кисть левой руки, а правой мы будем массировать наши пальцы, и таким образом активизируем работу различных систем организма
Мизинец – активизируем сердце. Когда сердце борется с рассудком, рассудок редко бывает победителем. Жюль Верн "Дети капитана Гранта"
Большой палец – легкие. Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что — дыхание, как не ритм души? Марина Ивановна Цветаева
Средний палец – систему кровообращения. Кровь человека ярко-красная, кровь растения бирюзово-зеленая, а кровь души чистая и прозрачная. Фэн Цзицай, из книги «Полет души»
Указательный палец – зону пищеварительного тракта. Самая вкусная еда таит в себе маленький секрет… в нее бросают всегда щепоточку любви. Афоризм
Безымянный палец – сердцебиение. Никакая земная музыка не может сравниться по сладости своей с биением любящего сердца. Генри Бичер
Вопросы по инфографикам других групп
Базаров – Одинцова
1. Можно ли назвать начало отношений Евгения и Анны как «любовь с первого взгляда»?
2. Можно ли сказать, что Базаров радостно пустил в свое сердце любовь?
3. Чем готов был пожертвовать Е.В. Базаров ради своей любви?
4. Продолжал ли Евгений Базаров любить Анну Одинцову после расставания?
3. Зачем Е. Базаров перед смертью хочет видеть Одинцову?
Синквейн – характеристика любви Е.В. Базарова к А.С. Одинцовой
Какое слово из размещенных на доске может охарактеризовать любовь этих героев? (ИСПЫТАНИЕ)
Павел Петрович – Княгиня Р
И вновь в связи с ограничением времени урока предлагаю прочитать только синквейн и найти слово, больше всего характеризующее любовь Павла Петровича Кирсанова и княгини Р (НАВАЖДЕНИЕ)
Тургенев – Виардо
1. Чем пожертвовал И.С. Тургенев ради своей любви?
2. Можно ли назвать И.С. Тургенева счастливым человеком?
3. В чем заключается трагедия любви И.С. Тургенева?
4. Какие чувства испытывала П. Виардо к И.С. Тургеневу?
5. Что сделала значимого П. Виардо ради И.С. Тургенева?
6. В чем заключается трагедия любви И.С. Тургенева для П. Виардо?
Синквейн – характеристика любви И.С. Тургенева к П. Виардо
ПРЕДАННОСТЬ
Спасибо ребятам за проделанный труд, а теперь я попрошу вас ответить на вопросы:
1. Что объединяет последние три представленные пары? (любовь приносит героям страдание)
2. Отказываются ли герои от любви из-за страданий, которые пришлось им пережить?
3. В какой части итогового сочинения можно использовать полученную информацию?
Еще раз посмотрите на слова под инфографиками. Попробуйте самостоятельно сделать какой-либо вывод, используя данные слова – определения
При помощи ключевых слов можно сделать интересное наблюдение. Поколение «отцов» не спорит с «детьми» - через десятки лет они даже любят одинаково: Любовь Базарова близка страсти Павла Петровича, а семейное счастье Николая Петровича напоминает идиллию в отношениях Аркадия и Кати.
В рассмотренных историях любви подчёркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями и дарит человеку счастье, несмотря на неразделенность или перенесенные страдания, ведь, по словам Тургенева, «только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Продолжим наш урок. Предлагаю посмотреть на текст, представленный на экране. Прочитайте, пожалуйста, его про себя, а после этого попробуем вставить пропущенные слова.
Любовь – это прекрасное __________, складывающееся из уважения и доверия. Она способна вдохновлять, _____________, ______________. Но всегда ли любовь делает человека счастливым? На этот вопрос сложно найти ответ. Мне кажется, что только ______________ любовь может принести счастье. А если она ______________, то ранит и порой причиняет нестерпимую боль.
Любовь – это прекрасное чувство, складывающееся из уважения и доверия, которое может испытать человек. Она способна вдохновлять, окрылять, дарить надежду. Но всегда ли любовь делает человека счастливым? Мне кажется, что только взаимная любовь может принести счастье, если же она безответна, то ранит и порой причиняет нестерпимую боль.
Какая часть ИС представлена на экране?
Какие части вступления вы можете здесь выделить?
Что еще бы вы добавили к этому тексту или, возможно, предложили бы в качестве альтернативы?
Мне кажется, что сейчас будет довольно уместно проверить ДЗ. Какое задание письменно вам нужно было выполнить дома?
На слайде: Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−7 предложений: "Всегда ли любовь делает человека счастливым?"
Подтвердите свою точку зрения примерами из текста
Итак, всегда ли любовь делает человека счастливым? Ваше мнение. (ответы детей)
Всех своих героев автор испытал любовью. Любовь обнажает чувства, влияет на судьбу человека. Счастлив человек, способный любить. Счастлив тот, кто любит! Счастлив тот, кто будет любить! А вдвойне счастлив тот, кого еще и любят!
Ребята, я обратила внимание, что большинство (некоторые?) из вас уже старались отвечать на вопрос с учетом требований к ИС. Это радостно, так как сегодня не первый урок подготовки к декабрьскому сочинению.
Перечислите, пожалуйста, требования к написанию первого и второго аргументов (переход, краткий пересказ эпизода или фрагмента текста, минивывод, в котором желательно указать авторскую позицию).
На слайде мы с вами вновь видим вступление, с которым работали в начале урока, а в тетради есть черновые записи для оформления аргументов.
Какую часть сочинения нам осталось отработать? Что из себя должно представлять заключение ИС?
Задание: вспомнить все, о чем мы говорили во время урока и написать заключение для своего будущего сочинения
5 минут, чтение 2-3 работ
Предлагаю подвести итоги работы, используя стратегию Фишбоун
Перед вами скелет рыбы. Каким был главный вопрос сегодняшнего урока?
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Запишите его в «голове» рыбы
Напоминаю, что этот же вопрос является темой ИС
Какой тезис был озвучен во время работы со вступлением?
Мне кажется, что только взаимная любовь может принести счастье, если же она безответна, то ранит и порой причиняет нестерпимую боль.
Предлагаю первую часть тезиса записать слева вверху, а вторую – справа
Как вы думаете, что мы расположим внизу скелета?
Аргументы
Назовите, какими будут аргументы у каждого из вас, если вы уже определились
На моей схеме в качестве примера расположились любовь НП Кирсанова и Е Базарова
Чего не хватает на нашей схеме? Конечно, вывода. Разместим его на хвосте.
На мой взгляд, вывод может быть таким: любовь в любом случае делает человека счастливым, но безответная может причинять боль
Рефлексия. Давайте вспомним, какие цели и задачи сегодня были озвучены в начале урока
Повторить основные правила написания ИС
Проанализировать любовные линии романа
Подготовиться к написанию ИС по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Кто желает сделать вывод по результатам прошедшего урока?
Какие моменты урока стали для вас самыми полезными?
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто понимают, каким будет домашнее задание?
Кто готов сформулировать домашнее задание? (+ высвечивается на слайде)
Ребята, сегодня во время урока большинство из вас работали достаточно продуктивно. Отметки «отлично» мне хотелось бы поставить …
Благодарю всех ребят за хорошую работу, а вас, коллеги, за внимание. Урок окончен.
Что еще можно добавить к данным рекомендациям? Подписывайся и пиши в комментариях!