Найти тему

Итоговое сочинение_2025. М.Ю. Лермонтов поэма"Маскарад". Литературная игра

Дидактический материал к заключительному уроку по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

Аннотация

Данные материалы будут полезны учителю литературы при проведении урока в 10 классе по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Визуальная форма карт и элементы игры вызовут интерес учащихся, а вопросы помогут преподавателю не только выяснить уровень их подготовки к конкретному уроку, но и начать подготовку к Итоговому сочинению в 11 классе

Пояснительная записка

Актуальность данного дидактического материала заключается в нестандартном оформлении проверки знания текста произведения (прямые вопросы по тексту чередуются с аналитическими заданиями) и переходом к устному обсуждению проблемных вопросов, являющихся темами сочинения на Итоговом сочинении в 11 классе.

Новизна данной работы определяется в связи с относительно недавним внедрением в образовательный процесс такого вида аттестации учащихся как Итоговое сочинение. Разработка является авторской, все материалы были апробированы во время урока литературы в 10 классе драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

Цель: привлечение учащихся к активной познавательной деятельности через разрешение проблемы и формирование умения отстаивать свои взгляды

Задачи:

образовательные: должны знать сюжет и основных героев драмы «Маскарад»

деятельностные: должны научиться выражать личное мнение по поводу прочитанного, видеть и интерпретировать художественные детали произведения, аргументировать свою точку зрения примерами из изучаемого произведения;

воспитательные: побудить учащихся задуматься о смысле жизни, воспитать субъекта, способного анализировать свои поступки и стремящегося к саморазвитию и самоопределению

Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости изучения произведений классической литературы, самостоятельное нахождение способа решения поставленных задач

метапредметные: понимание и построение планируемых действий, развитие умения работать с информацией на уроке, умение связно излагать мысли, самостоятельное извлечение информации из представленного текста, умение соотносить события, описываемые в произведении с последствиями

предметные: знание сюжета драмы и героев, умение находить взаимосвязи с другими литературными героями, произведениями и авторами

Используемые материалы: открытый банк тем для Итогового сочинения в 11 классе

Методика использования дидактических материалов

М.Ю. Лермонтов в драме «Маскарад» показывает игрока в карты и «игрока по жизни» – Евгения Александровича Арбенина, поэтому мотив игры (фортуны, удачи, судьбы, рока) проходит через все произведение. Из этого и родилась идея представить вопросы по произведению в виде карточек с изображением дам и королей.
Поскольку в произведении не сказано, какие карты использовал Арбенин во время игры, в данной разработке представлены изображения из колод «Русский стиль» и «Франция 19 века».

Перед уроком учителю желательно распечатать карточки в цветном виде: с одной стороны располагается лицо, с другой – вопрос.

Следует обратить внимание на то, что карточки меньшего размера предназначены для проверки знания содержания произведения и его анализа, а бОльшего – для ответа на проблемные вопросы, которые дублируют темы Итогового сочинения в 11 классе.

Вариант игры №1

Учитель располагает карты на доске так, чтобы в середине находились афиша спектакля, портрет М.Ю. Лермонтова, изображение маски; потом – крупные карты, мелкие же должны образовать обрамление. Игра строится следующим образом: не самые сильные в учебе дети выходят к доске, снимают понравившуюся им маленькую карту, отвечают на вопросы. Крупные карты снимают наиболее сильные учащиеся класса, отвечают на вопросы с привлечением аргументов из произведений М.Ю. Лермонтова

-2

Вариант игры №2

Учитель раздает небольшие карты, проводя фронтальный опрос, а крупные снимают сами наиболее сильные учащиеся класса, отвечают на вопросы с привлечением аргументов из произведений М.Ю. Лермонтова

Что еще можно добавить к данным рекомендациям? Подписывайся и пиши в комментариях!

-4