Фрагмент презентации предоставлен для ознакомления.
Слайд 1 "Титульный лист"
Добрый день, уважаемые члены и председатель государственной аттестационной комиссии! Представляю вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему "Крестьянский вопрос в России и реформы Александра II".
Слайд 2 "Актуальность темы исследования"
Актуальность темы исследования. Эпохальность Великих реформ 1860-1870 годов заключалась в том, что она открыла путь к демократическим преобразованиям в социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни общества. Это позволило подстроить существующую форму государственного управления под потребности тех изменений, которые уже произошли в большинстве передовых стран Европы превратить империю в буржуазную монархию. Неудивительно, что с самого начала реализации реформ Александра II их причины, характер и последствия постоянно находились и продолжают находиться под пристальным вниманием ученых-историков. За время, прошедшее с их проведения представителями многих поколений ученых различных научных школ и направлений создана соответствующая историографическая и источниковая база по данной проблеме, которая сегодня считается одной из самых мощных в исторической науке.
Проблема отмены крепостного права и сегодня требует дальнейшей научной разработки. Такая постановка вопроса особенно актуальна, учитывая изменения методологических акцентов при изучении исторического прошлого, обнародование новых фактов и документов, которые по тем или иным причинам замалчивались в прошлом. Творческий учет указанных выше аспектов исторических исследований позволяет не только существенно расширить и углубить наши знания, но и переосмыслить, объективнее оценить их с позиций современной исторической науки. Вышеупомянутое в полной мере касается и проблемы отмены крепостного права.
Изучая эту проблему сегодня, мы, однако, продолжаем постоянно встречаться с утвержденными еще советской историографией марксистско-ленинскими методологическими оценками характера, причин и следствий реформы 1861 г. Отнюдь не умаляя научных достижений советских исследователей, освещавших эти вопросы, в то же время должны отметить стремление ученых придерживаться именно ленинской концепции реформы.
Нуждается, в частности, в уточнении сам процесс вызревания объективных условий для отмены крепостного права в пределах Российской империи. Как известно, в первой четверти XIX в. крепостнические отношения превратились в серьезный тормоз для развития промышленности, торговли и крестьянского предпринимательства, которые уже тогда попадали под влияние товарно-денежных отношений. При этом, идя на реформы, Александр II стремился сохранить существующую форму государственного управления путем подстройки ее под новые тенденции развития и тем самым укрепить как внутреннюю власть, так и международный авторитет империи, который пошатнулся после поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.). Потребность в модернизации страны вышла на повестку дня, без нее успешное развитие было невозможно.
Слайд 3 "Историография вопроса"
Крестьянская реформа 1861 г. вызвала появление огромного количества работ разного формата и широты исследовательских взглядов.
В историографическом обзоре заявленной темы можно выделить три этапа: досоветский, советский и постсоветский:
1) Досоветская историография. Историки Российской империи исследовали преимущественно политическую составляющую реформы, рассматривая ее параллельно с развитием революционного движения в России. В дореволюционные времена было издано огромное количество трудов [Ходский, Витте, Иванюков, Джашиев, А. А. Корнилов, Дживелегов, Евреинов, 1913 и др.], и все же оценка реформы 1861 г. неоднозначна и вызывает научные дискуссии.
2) Советская историография. В советские времена доминирующей была мысль, что: "Реформа 1861 года – побочный продукт революционной борьбы", хотя более или менее широкие выступления были, как обще известно, не до, а после отмены крепостничества, и даже вынуждены были признавать, что революционное движение в России было чрезвычайно слабым.
Исследованием крестьянского вопроса в России и реформ Александра II в советский период занимались многие видные ученые-историки, в частности: М. Н. Покровский, Е. А. Мороховец, П. Г. Рындзюнский, Н. Дружинин, П. Зайончковский, "Группа по изучению революционной ситуации в России на исходе 1850-х – начале 1860-х годов" под рук5оводством Н. В. Нечкиной, А. М. Анфимов, Л. Г. Захарова, И. Н. Милоголова, Н. Я. Эйдельман и др.
В советский период считалось, что поскольку феодальный строй неизбежно должен был смениться на буржуазный, то все попытки реформ не имели пользы. То есть, значение "великой" реформы было трансформировано таким образом, чтобы она вписывалась в картину перехода от феодализма к капитализму.
3) Постсоветская историография. При наличии значительного научного наследия по данной теме можно проследить основные вехи изучения этой проблематики с позиций настоящего. Кроме того, современная историческая наука обозначается динамическим поиском системной парадигмы освещения социально-политического и культурно-духовного развития пореформенного села, все больше демонстрируя признаки формирования крестьяноведения как отдельного направления в историографии.
Исследованием темы в постсоветский период занимались: И. Д. Ковальченко, А. С. Ахиезер и многие другие.
Слайд 4 "Объект, предмет, цели и задачи исследования"
Объектом исследования является – крестьянский вопрос и реформаторский процесс в России при Александре II.
Предметом исследования являются – причины запуска реформационного процесса по крестьянскому вопросу; основное содержание и последствия реформ по отмене крепостного права, земской и судебной; оценки, историков и современников.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить влияние основополагающих реформ Александра II на решение крестьянского вопроса в России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать последствия отмены крепостного права на модернизационные процессы в России.
- раскрыть значение земской реформы для развития жизни российской деревни;
- показать место волостного суда в правовой системе того времени.
Слайд 5 "Источниковая база исследования"
В качестве источников в работе использовались:
1. Законодательные акты и нормативно-правовые документы по рассматриваемым реформам: Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Положение о земских участковых начальниках, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Полное собрание законов Российской империи.
2. Делопроизводственная документация высших органов государственной власти, связанная с подготовкой реформ: материалы Редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, доклад Высочайше утвержденной комиссии для исследования нынешнего положения сельского хозяйства и сельской производительности в России, журналы Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу.
3. Нарративные источники: работы дореволюционных экономистов, отражающие первые результаты и оценки реформ, в частности: С. Ю. Витте, А. А. Головачева, А. Ф. Кони, В. И. Ленина, В. В. Каллаша и др.
4. Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 [Сост. В. Ф. Антонов и др., 1990].
Полная версия презентации у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:
Главная страница Дзен - перейти
Главная страница сайта "Магистр 34" - перейти
Т. 7-988-027-88-34.