Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: LITURGY - Immortal Life II (2024)

Автор: Николай Чувиков

Когда я впервые услышал проект Liturgy (за который ответственна Хантер Равенна Хант-Хендрикс - ранее мужчина, а теперь... ну, сами понимаете), то я пусть и не полюбил его музыку, но был вполне впечатлён его неординарным переосмыслением блэк-метала. Фактически группа играет авангардный металл с целой тонной различных веяний - от церковной органной музыки до классического рока с Хаммонд-ом наперевес. Прибавьте к этому безумный и истерический вокал самой Хант-Хендрикс, и вы имеете на руках музыку, которая чрезвычайно тяжела для восприятия, но очень интересна для анализа.

Только вот со временем я понял, что ошибался. Авангард - штука сложная и противоречивая, и слабо поддаётся стандартному критическому анализу. Основной причиной этого является намеренное и целенаправленное противостояние авангарда сложившимся нормам и традициям конвенционной музыки. Отсутствие хуков и очевидных мелодией, нестройная и подчас хаотичная ритм-секция, неординарные аранжировки, эксперименты с вокалом и часто отсутствие лирики как таковой - ограничений тут нет никаких. Однако при этом самые лучшие авангардные коллективы всё-таки играют ту музыку, которая даже при самых неординарных экспериментах, складывается в единую звуковую картину. Liturgy же производят впечатление эдаких "троллей", которые лишь притворяются высокоинтеллектуальными экспериментаторами, но на самом деле играют полную бредятину, втайне посмеиваясь над теми, кто воспринимает её всерьёз. Абсурдный вокал, смехотворные электронные аранжировки, давящие на уши гитары, от которых глаз дёргаться начинает... можете назвать меня человеком ограниченным, но я в упор не понимаю такого элитизма. Это не авангард, а какое-то издевательство просто...

А тут ещё и лирика. Скажем так, я не являюсь сторонником New Age-верований (под этим термином я подразумеваю целый ЛЕГИОН современных мистических, синкретических и эзотерических верований, которые фактически являются титанический мошеннической схемой международного масштаба), и считаю их не только бессмысленным и губительным времяпрепровождением, но и целенаправленной деградацией человеческого разума. Хант-Хендрикс же является поклонником всего этого "добра", а посему и лирику Liturgy посвящает личным духовным изысканиям. Этой же теме посвящён и YouTube-канал музыканта, в формате которого она пытается донести до слушателей "истину". В итоге мы имеем на руках видео с такими названиями как "Таинство девственного рождения", "Теория метаперикорезиса", "Концепция иерархии", "Как установить контакт с волей Бога", "Медитация на трансфигурацию Христа" и т.д. и т.п. Надо ли говорить, что вкупе с стилистическим абсурдом, который записывает Liturgy, получается музыка, которая лишь прикидывается высокоинтеллектуальной, но на самом деле является претенциозной бредятиной.

Однако так было не всегда - первые записи Liturgy действительно можно категоризировать как авангардный блэк-метал. В 2000 году у Хантера (тогда он ещё не был Ровенной и не разгуливал в юбках и платьях) в голове проживали действительно интересные и неординарные идеи, которые он в полном одиночестве воплощал в музыкальную форму. Первым дитём же его задумок стал EP "Immortal Life" - коллекция агрессивного, атмосферного и чрезвычайно нервного блэк-метала, который заметно выделялся на фоне конкуренции. При этом я буду первым, кто признает, что на тот момент музыка Liturgy звучала чрезвычайно сыро - у Хантера не было опыта ни в сведении, ни в мастеринге, а активное использование драм-машины и электронных аранжировок делало музыку проекта искусственной и неестественной. Так что нет ничего удивительного, что рано или поздно Хант-Хендрикс решила (да, теперь уже решила... никак не буду сие комментировать, если вы не против) перезаписать "Immortal Life" с настоящим набором инструменталистов.

С первого же прослушивания становится ясно, что "Immortal Life II" - это то, чем могла бы стать группа Liturgy, если бы у идеолога проекта не поехала крыша. Это действительно неординарная вариация на тему блэк-метала - жанра, который заезжен вдоль и поперёк и зачастую оказывается собственноручно зажатым в рамки нудности, вторичности и однообразия. Liturgy же - это настоящий взрыв, истерика на грани безумия, сумасшествие без конца и края. "Everquest" и "Vessel Of Everthirst" - лаконичные и агрессивные номера, которые сочетают в себе хаотичные инструментальные партии, трансцендентные мелодии, ошалелый вокал и нестандартные композиционные конструкции. Заглавная же песня - настоящая квинтэссенция раннего саунда Liturgy, когда балом ещё не правила претенциозность, а проект не идентифицировал себя как "элитистский".

Также на EP присутствует кавер на "No More Sorry" от My Bloody Valentine, и если на исходном миньоне он звучал, скажем так, смехотворно, то на "Immortal Life II" Хантер-Хендрикс представила публике вполне себе приличную версию этой песни.

Всё это, конечно, хорошо, да только вот в моих глазах репутация проекта Liturgy уже невосполнимо испорчена. На данный момент меня не интересуют ни его жанровые эксперименты, ни его "трансцендентный блэк-метал", ни ущербно-философская лирика, ни его напускная претенциозность. Так что даже если "Immortal Life II" и является вполне себе интересным и самобытным миньоном, который напоминает слушателям о лучших годах группы, мне почему-то совсем не хочется его слушать и уж тем более кому-то рекомендовать...

__________________________________________________________________________________________
Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!

-2

НОВЫЙ ТИРАЖ романа "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" наконец поступил в магазины:

ЗАВЕРШЁННЫЙ черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения ТУТ.

__________________________________________________________________________________________

Прошлые публикации о LITURGY: