В Китае только что закончился "трёхдневный ад" - период сдачи государственных экзаменов "гаокао" (高考), и теперь выпускники с волнением ждут результатов, которые определят их дальнейшую судьбу. Ведь зачисление в университеты происходит исключительно по результатам этих экзаменов, никаких дополнительных или альтернативных вступительных испытаний нет. Выпускники с отличными результатами могут претендовать на места в ведущих и престижнейших вузах страны. Те же, у кого результаты не очень, часто выбирают обучение за рубежом, но в последнее время такие дипломы всё меньше котируются у китайских работодателей. Понятно, насколько сильное психологическое давление испытывают и выпускники, и их родители - причём это начинается уже за несколько лет до экзамена. Предэкзаменационный стресс, вызванный переутомлением и пихологическим напряжением, - одна из серьёзных проблем китайского общества и, конечно, её не могли обойти вниманием кинематографисты.
Снято немало картин, в которых так или иначе затрагивается тема предэкзаменационной гонки и рокового влияния результатов экзаменов на всю дальнейшую жизнь человека. Один из известнейших фильмов на эту тему - "Лучшие дни" (2019). А я сегодня хочу поделиться впечатлениями ещё от от одного проекта, в котором эта тема является одним из двигателей сюжета. Это сериал "Возрождение" от режиссёра Шэнь Ао, вышедший в мае этого года на Youku и на Netflix. Режиссёр, кстати, за год до выпуска сериала, стал известен благодаря чрезвычайно успешному полнометражному фильму "Ва-Банк", или "Ставок больше нет". Фильм собрал в прокате более 3 миллиардов юаней. А вот и отзыв о нём на моём канале:
Вообще-то, начиная с темы экзаменов, я забегаю немного вперёд, так как завязка сериала ничего общего с этой темой не имеет. Это уже со второй части становится ясно, что сделало героя таким, каким он стал. С другой стороны, это вряд ли можно считать спойлером, потому что как именно экзамен повлиял на его судьбу, я не пишу. А там есть интересный нюанс. Общеизвестная же аннотация выглядит примерно так: пятеро не знакомых между собой человек получают приглашение на поминки по их общему знакомому, которого они знали под именем Фэй Кэ. Собравшись вместе на уединённом острове, они выясняют, кто из них кем приходился покойному. Каждый рассказывает свою историю взаимоотношений с ним, и из этих историй вырисовывается очень неприглядный портрет беспринципного мошенника. Даже имя его об этом говорит: ведь оно образовано от английского "fake".
Но это только половина правды - и половина сериала. Со второй половины действие сворачивает немного в неожиданную сторону, а жанр сериала меняется с остросюжетного детектива на социальную драму. Выясняется, что далеко не всё, что рассказали знакомые героя, - чистая правда. Что герой, хоть и не без греха, но всё же когда-то у него были более достойные цели, чем обычная нажива. И что за всем этим поминальным мероприятием стоит кое-кто куда более жестокий и беспринципный, чем Фэй Кэ. Тут и всплывает тема экзамена, и получения высшего образования в целом. И ещё всякие важные и довольно печальные темы, о которых писать не буду, чтобы не спойлерить.
Расскажу лучше о том, как приняли сериал зрители, потому что это само по себе примечательная история. В первое время после начала выхода он лидировал среди китайских сериалов на Netflix благодаря отлично закрученной интриге и атмосфере саспенса. Но со второй части интерес ослаб: многие зрители, казалось, были разочарованы направлением, которое приняло повествование. Саспенс окончательно ушёл на второй план, а его место заняла довольно затянутая история падения героя. Зрители посчитали, что это нарушило ритм и целостность повествования. Однако критики отозвались очень положительно, отметив изображение социальных проблем и сложности человеческой природы. В конце концов, сериал получил 7.0 баллов на Douban, что не так уж плохо.
Я понимаю претензии зрителей: в какой-то момент действительно показалось, что о детективном сюжете режиссёр окончательно забыл. Но в последних сериях происходит интересный и неожиданный поворот. Хотя, может быть, для кого-то он не будет неожиданным - есть такие опытные зрители-детективщики, которых уже ничем не удивишь. Я вроде тоже детективщик опытный: с детства обожаю этот жанр, прочитала и посмотрела уже огромное множество детективов - но побочные эффекты в виде излишней догадливости у меня так и не развились, поэтому я каждый раз искренне удивляюсь неожиданной развязке. И поэтому, наверное, детективы мне ещё не надоели😃. И в общем-то, "Возрождение" - неплохой детектив, но... мне не хватило ясности в некоторых моментах. Вопросы остались. И немного напрягло то, что режиссёр, вместо того чтобы эти неясные моменты прояснить, счёл нужным тратить экранное время на злоключения героя - да, мы и так поняли, что парню в жизни не повезло, но в итоге две половины сериала как-то не очень гладко монтируются вместе.
И смысл названия "Возрождение" тоже не очень мне понятен. Видимо, оно относится к двойной жизни героя, которую тот начал вести после истории с экзаменом. Да, такое себе "возрождение" получилось. Обычно этим словом обозначают более оптимистичные ситуации. Причем перевод с китайского тут довольно точный, в оригинале примерно так и есть: 新生 ("новая жизнь"). Но был ли у героя шанс прожить эту новую жизнь по-другому? Возможно, был. Но он сделал свой выбор и был съеден куда более страшным хищником. Такая вот грустная мораль. Кстати, этот сериал напомнил мне "Дело об убийстве в башне "Горизонт". Там тоже свидетели врут, как дышат. Но "Башня "Горизонт" снята, на мой взгляд, более художественно. Там есть необычная, но чёткая структура повествования, непонятных моментов к концу сериала не остаётся, и, хотя в итоге этот сериал тоже оказывается больше социальной драмой, чем интеллектуальным детективом, он оставляет впечатление большей законченности. О "Башне "Горизонт" я тоже когда-то писала на своём канале:
А вот актёрские работы в "Возрождении" очень хороши. В первую очередь это касается, конечно, Цзин Божаня в роли главного героя. Раньше я видела этого актёра только в "Союзе благородных", и там он, скажу честно, не впечатлил. Но здесь - совершенно другое дело! Здесь он играет очень выразительно, с тонкими нюансами, сильными эмоциями, поэтому его персонаж вызывает сочувствие. Актёр действительно обладает очарованием главного героя, хотя на мой взгляд, внешность у него не очень яркая. Впрочем, этот образ и причёска ему идут, так что здесь его можно назвать красавчиком. Неплохо смотрелся Ван Яньхуэй в роли крупного бизнесмена, такой колоритный и явно неприятный тип. Еще запомнился Хуан Цзюэ, сыгравший китайского "волка с Уолл-стрит", друга главного героя. Помню его по сериалу "Начало", где он играл водителя автобуса, так вот здесь он совсем другой, отлично перевоплощается! Женские персонажи впечатлили куда меньше. Вот эта непонятная подруга -не подруга в исполнении Чжоу Ижань, с невыразительным лицом... Для меня она самый невнятный персонаж. Из тех, о которых думаешь: "и что он в ней нашёл?"
В целом, сериал очень даже смотрибельный, любителям детективов должен зайти, а любителям детективов со смыслом - тем более. Кого-то, возможно, разочарует финал. Кому-то не хватит ясности и последовательности. Замысел, безусловно, интересный. Реализация вот местами подкачала. Но, в конце концов, в сериале всего-то 10 серий, по китайским меркам почти миник, так что много времени не потеряете. Даже если не оцените сюжет, игра Цзин Божаня не оставит вас равнодушными, он здесь действительно выложился по полной.
А как вам "Возрождение"? Всё до конца понятно, никаких неясностей? Догадались, кто преступник или не ожидали такого поворота? Пишите, только, по возможности, без сильных спойлеров.