В начале 2010-х боевик кардинально переродился после таких знаковых картин, как ультражестокие “Рейд” (Serbuan maut, 2011) и “Рейд 2” (Serbuan maut 2: Berandal, 2013) из Индонезии от Гарета Эванса и ультраэстетского “Джона Уика” (John Wick, 2014) из Америки от бывших каскадёров Чада Стахелски и Дэвида Литча.
И жанр до сих пор переживает стадию “массового производства” вперемешку с “активным заимствованием/копированием/подражанием”. А критики и зрители неизменно сравнивают новые фильмы с вышеупомянутыми, как эталонами возрождённого жанра (часто не в пользу новинок, разумеется).
Только вот конвейер обычно приводит либо к потере интереса у зрителей, либо к падению качества, признаки чего можно явно наблюдать уже сегодня. То же самое, кстати, совсем недавно произошло с подростковыми антиутопиями.
Однако не буду пускаться в рассуждения о жизненном цикле жанрового кино. Расскажу лучше про новый боевик, который в России получил название “Пацан против всех” (в оригинале Boy Kills World – “Пацан убивает мир”).
Спойлеров не будет, но без очередных упоминаний “Рейда” и “Джонов”, увы, не обойтись.
Сюжет
В некотором городе (или стране третьего мира) власть захватывает семья Ван Дер Кой. Глава семьи, Хильда Ван Дер Кой (ушедшая во второсортное кино Фамке Янссен), устанавливает в городе (или стране?) жёсткую и жестокую диктатуру, показательно и ежегодно карая смертью всех противников нового режима.
Во время такой казни безымянный по сюжету мальчик (его играли Кэмерон и Николас Корветти) теряет родителей и сестру Мину (Куинн Коуплэнд), а заодно слух и способность говорить. Но его подбирает отшельник по имени Шаман (Яян Рухьян), который в глубине джунглей тренирует из пацана непобедимого бойца для одной цели – убить Хильду Ван Дер Кой.
Шанс достигнуть этой цели выпадает лишь через десяток лет (примерно), и Пацан (уже в виде неожиданно мускулистого Билла Скарсгарда) пускается по пути кровавой мести.
Конвейер и вторичность
Скажу сразу, что фильм получил вполне тёплый приём на Международном кинофестивале в Торонто, где в секции “Полночное безумие” 9 сентября 2023 года состоялась премьера. Но на момент написания настоящей статьи накопил всего лишь немногим больше 3 млн. $ общемировых сборов. Это явный провал, который подкрепили посредственные оценки критиков и зрителей (они по традиции в финале статьи).
И такой исход кажется вполне объяснимым. Загибайте пальцы.
Едва ли не каждый первый боевик сейчас о мести, которая рано или поздно непременно должна была наскучить зрителю, что, вероятно, и произошло. Считайте, это первый камень в огород конвейерности и вторичности.
Далее – “Пацан” вышел в широкий прокат очень близко к “Манкимэну”, о котором я недавно писал. Последний, напомню, о том как безымянный герой, которого все зовут Парень, идёт мстить убийцам своей семьи (он, кстати, тоже лишился матери ещё в детстве).
Видите сходства? А оба фильма ещё и ставили режиссёры-дебютанты: “Манкимена” – актёр Дев Патель, а “Пацана” – доселе неизвестный Мориц Мор. Если сходств мало, то в обеих картинах снимается Шарлто Копли, причём в схожих по сути образах.
Конечно, близость этих проектов в прокате – это случайность и/или недосмотр прокатчиков. “Манкимэн” вот вообще лежал на полке больше года, потому что Нетфликс опасался его выпускать. Да и схожести, как по мне, слишком схематичные. Но они всё же слишком явно видны.
Ещё все обратили внимание, что из “Рейдов” в “Пацана” перешла не только ультражестокость, но и Яян Рухьян, который, к тому же появлялся в триквеле “Джона Уика”. Вспомнили и то, что Билл Скарсгард оказывается тоже снимался в серии про Джона – в четвёртом фильме. Оставлю это без комментария, потому как не считаю кастинговые решения (хорошие в этом случае) признаками конвейерности и вторичности.
Поносили, кстати, и излишне простой предсказуемый сюжет с явной ставкой на кровавый экшен. Если Вам, как и мне, этого мало, чтобы заранее “списать” фильм в лузеры, то добро пожаловать в следующий раздел.
Стиль и особенность
И снова скажу сразу: то, чем лично мне приглянулся “Пацан”, понравилось далеко не всем. Впрочем, обычно это так и бывает. А раз уж Вы читаете дальше, то давайте рассмотрим фильм непредвзято и под другим углом, ведь кроме недостатков в нём можно найти и достоинства.
Да, “Пацан” – это явный “мясной” боевик. Но под ним не особо стараясь скрывается комедия, естественно, чёрная. Ну правда, комичного в фильме очень много. Одно чтение по губам героя Айзейи Мустафы чего стоит. Или использование овощной тёрки в качестве оружия (спойлер – очень действенно).
Да и сам Пацан довольно забавный герой, несмотря на то что Билл Скарсгард за весь фильм не произносит ни единого слова (а может и благодаря этому). Мы будем слышать лишь его внутренний голос, который комизма ради любит поболтать как басовитый Джон Бенджамин (в русской локализации Илья Исаев, у него тоже “подходящий” голос).
В общем, если Вы любитель чёрного юмора, то найдёте в “Пацане” немало забавных моментов.
Другая особенность картины – это её стиль. Причём не только визуальный, но и содержательный. Попробую пояснить без спойлеров.
Критик Кинопоиска в своей разгромной рецензии характеризовал “Пацана” вот такими фразами:
...антиутопический сеттинг тут и вовсе кажется безвкусным попурри: «Судная ночь» встречает «Бегущего человека», и вместе они отправляются на Голодные игры. Мор с жадностью подростка, которого случайно заперли на ночь в гик-магазине, закидывает в свою творческую печку все, что ему нравится: слэпстики, аниме, комиксы и видеоигры.
Не скажу, что в этих словах нет истины, но они и далеко не правдивы: никогда не верьте сравнениям обозревателей с другими фильмами, потому что они слишком часто субъективны и утрированы.
В таких случаях весь фокус в восприятии. Я вот люблю и поппури, если они стОящие, и комиксы, и видеоигры. Поэтому во время просмотра постоянно (и не без удовольствия) думал: “а не основан ли фильм на какой-нибудь графической новелле?” (спойлер – нет, это оригинальный проект).
Так при всех этих больших и малых отсылках и заимствованиях фильм не показался мне чем-то вторичным. Да, заимствования – это его суть и его стиль: гротескные герои, упрощённое повествование, много жёлтого, красного и чёрного цвета, выдуманный антиутопический сеттинг, избыточное насилие, отчасти предсказуемый “вотэтоповорот” сюжета и даже шлем, транслирующий надписи, на голове героини Джессики Рот.
Но великий Квентин Тарантино однажды сказал:
Я своровал из каждого фильма, который когда-либо был снят.
Так почему бы и новичку Морицу Мору не поступить также, сделав для зрителя развлечение, собранное из узнаваемых элементов, но от этого не менее увлекательное?
Итог
Вот и получается, что “Пацан против всех” даже не комедийный трэш-боевик, это – просто развлекательная фантазия для взрослых, которые ещё помнят, каково быть детьми. Да ещё и хорошо поставленная к тому же (это камень в огород тычущейся в лица камере “Манкимэна”).
Можете считать фильм безвкусным, а меня неразборчивым, но я по-прежнему уверен, что Хорошее Кино у каждого своё. Пусть до Хорошего “Пацан” явно не дотягивает, но увлекательности ему не занимать, и провала он не заслужил.
Читал по губам Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
- Кинопоиск: 6.6 (4,9 тыс. оценок)
- IMDb: 6.4 (13 тыс. оценок)
- Роттен Томатос, зрители: 72 % (100+ оценок)
- Роттен Томатос, критики: 59 % (152 рецензии)