Владимир ЯКУБА, бизнес-тренер
Гибридный формат работы — явление, сочетающее в себе офисную и удаленную работу, — стал распространен с начала эпидемиологических ограничений, установленных во всем мире. Локдаун, высокая заболеваемость, подвешенная геополитическая и экономическая ситуация привели к появлению так называемого гибридного формата работы, или гибридного офиса. Согласно данным исследователей Департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ на данный формат собираются перейти больше половины российских предпринимателей (53 %), в то время как 70 % бизнесменов утверждают, что гибридный офис постепенно становится новой нормой.
Несмотря на сегодняшнюю популярность гибридного офиса и на существование множества исследований на эту тему, четкого определения или однозначного описания этого феномена до сих пор нет, как нет, соответственно, и четких рамок. До сих пор непонятно, каким должно быть соотношение удаленных и офисных работников на «гибриде». Мне кажется (думаю, мои коллеги-эксперты со мной согласятся), что степень такой «гибридности» должна определяться самостоятельно в каждом случае в зависимости от специфики работы, целей и предпосылок перехода на гибридный формат работы.
Тем не менее существует несколько общих черт, которые определяют гибридный офис. Среди них я выделю частичное присутствие персонала в офисе по гибкому, но заранее согласованному графику и четкое планирование времени и содержания личных встреч и совместных активностей.
В связи с тем что какие-то компании вынужденно переходили на гибридный формат работы, а какие-то сразу начинали свою деятельность подобным образом, я не буду здесь говорить об устройстве самого офиса как помещения, в ключе особенностей гибридного формата работы. На мой взгляд, невозможно дать определение гибридному рабочему месту по уже названным мною причинам. Для кого-то гибридное рабочее место — это диван дома и ноутбук на коленях, для кого-то — ноутбук и чашечка свежесваренного кофе в тихой кофейне, а для кого-то — офисный стол и офисное кресло. Все зависит от того, какую работу выполняет сотрудник, какие у него обязанности и насколько необходимо его личное присутствие в офисе.
Впрочем, гибридное рабочее место может совмещать в себе все это, если человек в оговоренные дни работает вне офиса, а в остальные обязательно находится на своем законном рабочем месте. Но здесь возникает другой вопрос: насколько целесообразно оставлять за таким сотрудником его рабочее место? Речь сейчас не об увольнении, а буквально о физическом месте, пространстве: столе, стуле, рабочей технике. Я считаю, что решение данного вопроса индивидуально и зависит как от специфики самой компании, так и от того, какую должность занимает сотрудник, перешедший на гибридный формат работы, какие функции он выполняет и насколько ему необходимо его собственное рабочее пространство, доступ к которому будет только у него одного.
Что касается моей компании, то она работает в удаленном формате. У нас нет офиса, а большая часть моих сотрудников проживает в разных городах, более того, в разных странах. Я всегда с гордостью говорю о том, насколько разноплановый, но при этом сплоченный коллектив мне удалось собрать.
Несмотря на то что все живут далеко друг от друга и никогда не встречались лично, работа идет продуктивно, а моя компания активно развивается, о чем свидетельствует неустанно растущее число моих подписчиков в различных соцсетях, полные залы на моих тренингах в формате «реалити», а также уже распроданные места в только что запущенную онлайн-школу по продажам, переговорам, лидерству, личностному росту, ораторскому искусству и бизнес-навыкам, которая включает в себя практические курсы. Все это достигнуто благодаря четко обозначенной перед сотрудниками цели и нашей сплоченной командной работе над осуществлением этой цели. Поэтому, исходя из личного опыта, могу сказать, что не так важно, в каком формате работает ваша компания. Главное — это правильная работа с вашими сотрудниками.
Здесь вполне ожидаемо услышать вопрос: «А как организовывать работу в таких условиях?» Вопрос этот оправдан и логичен. Если говорить об удаленной работе (формате, в котором работает вся моя команда), то главное — это неустанное общение онлайн. Делать это можно в наибо-лее удобных для вас мессенджерах.
Я советую проводить также постоянные и обязательные онлайн-совещания на платформе Zoom, потому что, несмотря на формат работы, мы по-прежнему остаемся людьми — социальными существами, для которых крайне важно живое общение. Гораздо проще передавать и воспринимать информацию, когда ты можешь видеть и слышать человека. Затрагивая тему гибридного формата работы, я советую создавать четкий график работы для каждого из сотрудников, перешедших на гибридный формат. Каждый из таких работников должен знать, в какие дни он обязан присутствовать в офисе, а в какие может работать удаленно. Более того, следует опять же вести общий чат в мессенджерах, чтобы все сотрудники видели план на день и отчитывались о проделанной работе — так «гибридные» работники не выпадут из коллектива, а руководитель всегда будет иметь возможность отслеживать успехи и неудачи каждого подчиненного.
Исходя из этих данных управленцу станет понятнее, как строить дальнейшую работу с конкретными работниками, чтобы соблюсти и их интересы, и интересы компании. А вот график работы следует определять для сотрудников в индивидуальном формате в зависимости от специфики их деятельности: понятно, что те, кто работает в офисе, должны строго придерживаться установленного компанией графика. Те же, кто работает удаленно, могут работать как по оговоренному графику, так и вне его рамок. Опыт моей компании показывает, что те, кто работает удаленно, но выполняет основополагающие функции (менеджеры, ассистенты), числятся у меня на окладе и, соответственно, имеют фиксированный рабочий график, т. е. в обязательном порядке должны быть на связи и выполнять поставленные задачи. Те же, кто работает на так называемом фрилансе (видеографы, сторисмейкеры и др.), в большей степени получают сдельную заработную плату и имеют возможность выполнять свою работу в удобное для них самих время. Именно такой формат работы всей команды оказался оптимальным для моей компании.
Бытует мнение, будто гибридный формат работы сейчас сильно идеализируют. Я с этим мнением не согласен. Существование так называемого гибридного офиса, как я уже говорил, — это вынужденная мера, возникшая в свете сложившихся эпидемиологических обстоятельств. Благодаря этому опыту многие люди, в числе которых как рядовые сотрудники, так и руководители, поняли, какой формат работы им наиболее удобен и выгоден: кто-то перешел на полностью удаленный формат работы, как это сделал я, кто-то решил оставить офис в классическом его понимании, а кто-то нашел успешное решение в гибридном формате. Бесспорно, у такого формата работы есть свои трудности, но все они при желании решаемы, причем с наименьшими затратами активов и времени. Не думаю, что управлять гибридным офисом намного труднее, чем классическим или удаленным. На сегодняшний день существует множество программ, мессенджеров и приложений, упрощающих коммуникации. Поэтому невозможно сказать, какой формат работы наиболее оптимален. Каждой компании подходит свой, индивидуальный формат, который зависит от множества факторов. Так что пробуйте, анализируйте и побеждайте!