Найти в Дзене
Дом, где живут книги

Литературная 🖼️ живопись 📚

Оглавление

Сегодня расскажем о двух произведениях искусства, вдохновивших на написание двух прекрасных романов #читать_не_вредно.

«Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер (приблизительно 1665 г.).
«Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер (приблизительно 1665 г.).

«Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер

«Голландская Мона Лиза» – именно так называют эту наиболее известную картину живописца. О картине и истории ее создания имеются лишь крупицы информации, точнее практически ничего. Неизвестно ни кто заказал картину Вермееру, ни кто изображен на ней, даже год написания приблизителен, скорее всего около 1665 год. Также мало мы знаем и о самом художнике, его жизни.

Большинство домыслов и споров вокруг героини холста. Согласно первому предположению девушка – это дочь художника, Мария. Но на момент предполагаемого написания ей было 12 лет, в то время как девушка с картины выглядит значительно старше. В соответствии с другой гипотезой – это жена мастера, Катарина Болнес. Однако она к моменту создания была уже не столь молода. Третья точка зрения утверждает, что героиня – любовница автора. В данном случае исследователи жизни и творчества Вермеера говорят о том, что он был верен жене, чему доказательством служит наличие 15 детей. Последней версией является, что героиня картины – служанка. Но и ее исследователи считают несостоятельной: простая служанка не могла близко оказаться рядом с хозяином исходя из жесткого регламентированного положения слуг в XVII веке.

Хотя это предположение обладает определенной привлекательностью и стало основой романа американской писательницы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой».

«Девушка с жемчужиной серёжкой», Трейси Шевалье

«Картина не может быть католической или протестантской... Но католики и протестанты, которые на нее смотрят, видят разные вещи. Картина в церкви подобна свече в темной комнате – она существует для того, чтобы лучше видеть. Это как бы мост между нами и Богом. Но это не протестантская и не католическая свеча – это просто свеча».
«Картина не может быть католической или протестантской... Но католики и протестанты, которые на нее смотрят, видят разные вещи. Картина в церкви подобна свече в темной комнате – она существует для того, чтобы лучше видеть. Это как бы мост между нами и Богом. Но это не протестантская и не католическая свеча – это просто свеча».

Повествование идет как раз от лица героини картины – юной Грете, ставшей прислугой в доме художника. Она сама дочь ремесленника, держателя изразцовой мастерской, поэтому ее цветовосприятие, чувство цвета привлекло внимание Вермеера, который сделал девушку личной помощницей, а затем и моделью.

Однако такое возвышение не проходит даром, Грета навлекла на себя неудовольствие жены художника, старшей дочери, домоуправительницы. А сама девушка влюблена в Вермеера.

Т. Шевалье удалось создать необычайную историю, где в центре муза художника, ее чувства, мысли, состояния, взгляд на жизнь и работу живописца. Роман получился живым, реальным, читая, как будто становишься свидетелем создания шедевра. И хочется верить, что именно так все и было. Несмотря на то, что после прочтения остается легкая, почти невесомая грусть и на краешке сознания понимание, что это лишь выдумка.

«Доктор Поцци дома», Джон Сингер Сарджент

«Доктор Поцци дома», Джон Сингер Сарджент (1881 г.).
«Доктор Поцци дома», Джон Сингер Сарджент (1881 г.).

Американский художник-портретист, считается приверженцем импрессионизма* [*направление живописи, в котором художники стремились разрабатывать методы и приёмы, позволяющие наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления]. Но в своем творчестве ориентировался, в первую очередь, на Веласкеса, Гейнсборо, Ван Дейка.

Доктор Поцци – харизматичный мужчина 35 лет, облаченный в объемный наряд алого цвета, напоминающий католическое кардинальское одеяние. Он французский гинеколог и хирург, а также коллекционер. Картина долгое время хранилась в семье заказчика и лишь в 1991 году была приобретена Музеем Хаммера в Лос-Анджелесе. В 2019 году она послужила триггером для Джулиана Барнса для написания романа «Портрет мужчины в красном».

«Портрет мужчины в красном», Джулиан Барнс

«Веселая Англия, золотой век, Прекрасная эпоха: такие блескучие ярлыки всегда навешиваются задним числом. Году этак в 1895-м или 1900-м никто в Париже не говорил: «Мы живем в Прекрасную эпоху, нужно взять от нее как можно больше»».
«Веселая Англия, золотой век, Прекрасная эпоха: такие блескучие ярлыки всегда навешиваются задним числом. Году этак в 1895-м или 1900-м никто в Париже не говорил: «Мы живем в Прекрасную эпоху, нужно взять от нее как можно больше»».

Трое французов – принц, граф и простолюдин, ставший персонажем получившего широкую известность салонного портрета, – совершают путешествие, приезжая на несколько дней в Лондон. Он доктор Самуэль Поцци, талантливый хирург-новатор, пионер в гинекологии, коллекционер предметов искусства, интересный собеседник, бабник и покоритель женских сердец, вольнодумец, он окружен богемной и политической элитой Парижа, его жизнь разворачивается на фоне удивительной эпохи, в которой гламур, удовольствия, эстетизм, декадентство, изощренный снобизм, меценатство, вздорность – основные характеристики времени, а история Поцци становится «…идеальный путеводитель по Belle Époque* [*прекрасной эпохе] во всем ее многообразии» штормов и бурь, кризисов и скандалов.

Медленная проза без накала страстей дает, наверное, одну из лучших зарисовок нравов высшего общества позапрошлого века. Тонкое, интеллектуальное, откровенно эссестеичное чтение, но чтобы оно «зашло» книгочею важно поймать соответствующее настроение.

Нравятся наши публикации?

Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»