На Западе давно профессия гострайтера уважаема и ОЧЕНЬ высоко оплачивается. В России гострайтеры совсем недавно вышли из тени. Сейчас существует даже агенство, обучающее гострайтеров.
Кто такие гострайтеры
Гострайтер - в переводе с английского дословно ghostwriter - призрак пера, автор-призрак. В буквальном смысле гострайтером называется лицо, нанятое для написания литературных/журналистских произведений, авторство которых приписывается заказчику, то есть совершенно другому лицу. Гострайтеры пишут романы на заказ, песни, автобиографии, статьи и другие подобные труды.
В тех же США гострайтеров нанимали изначально авторы, которые не справлялись со своими популярными сериями самостоятельно и были вынуждены нанимать литературных помощников, которые писали тексты на заданные темы, с учетом стилистики автора. Создавались агенства, выросла масштабная, юридически защищенная, индустрия гострайтерства. К услугам гострайтеров прибегали (по сей день) многие известные авторы, в том числе Стивен Кинг, Том Клэнси (приключенческие романы), Сьюзан Коллинз ("голодные игры") и много других.
В мире гострайтинг воспринимался издавна, как простое соавторство в разных творческих областях. Тот же Моцарт нанимал музыкантов для совместного написания музыки на заказ для состоятельных меценатов.
В России еще 10 лет назад гострайтеры имели репутацию литературных негров, это было постыдное занятие. Сейчас уже гострайтинг воспринимается как самостоятельная профессия. Спрос на гострайтинг в 2000-х годах был огромен, потому что была встребована художественная литература больше, чем сейчас. На рынке появлялись целые серии литературные, среди которых были имена несуществовавших писателей, например Марина Серая, под именем которой трудились несколько авторов. Это были, скорее бизнес проекты, нежели писательские имена, как в шоу бизнесе.
Писателями хотели прослыть многие блогеры, бизнесмены, политики, знаменитые люди. Похвастаться своей собственной книгой - о настоящей жизни звезды, например, почему нет? Стоило это удовольствие заказачику не менее 250000 рублей за несколько месяцев работы гострайтера.
Как работет гострайтер
Для работы над нон-фикшн книгой необходимы были для начала долгие часы личных разговоров непосредственно с заказчиком, записи интервью, их расшифровки, сбор фактов, их проверка, а потом все это нужно собрать в сюжет, в целостную книгу. Очень трудоемкая работа. Гострайтер - это тоже писатель. У него есть специальное образование журналиста, филолога, историка или подобное. Необходимо быть начитанным и пониманимать литературные жанры.
Для работы над художественным замыслом приведу цитату одного из гострайтеров: "изначально мы обсуждаем простые вопросы: для чего книга, какая у нее цель. Какая задача у книги и какую задачу ставит себе сам писатель, наш автор. Потом строим план: кто главный герой, какая у него арка, точка, в которую он должен прийти, разрабатываем фабулу и сюжетную линию. Этот план может сильно меняться в процессе написания книги, но он должен быть утвержден с клиентом".
После 2022-го года потребность в художественной литературе резко снизилась (исключение - фэнтези и научная фантастика). Сейчас актуальна литература нон-фикшн, особенно из сегмента профессиональных книг, мемуарная литература и промокниги - мотивационные.
Гострайтеров официально нанимали популярные издательства, но платили гораздо меньше. В 2021-м году в России появилось первое официальное агенство по гострайтингу. Агенство проводит курс по обучению гострайтеров, и по его окончании, после успешной защиты диплома, выпускников принимают в штат.
Кто обращается к гострайтерам
Книжки на заказ обычно пишут несколько типов людей. Самый основной контингент клиентов - это эксперты. Психологи, врачи, юристы, артисты, даже космонавты. Второй тип - люди с какой-то невероятной историей из жизни, например, экстремальное путешествие, где человек был на краю гибели, или история очевидца про то, как девушки за границей попадают в секс рабство. Третий тип заказчиков - потомки очень известных, давно почивших людей, которые хотят обнародовать их биографию.
Четвертый тип - реализация мечты стать писателем у обычных людей, таких как бывшая домохозяйка стала бизнесвумен, или как ребенок вундеркинд покоряет силиконовую долину. А заказы на удожественную литературу идут от людей без писательских навыков, но с некой грандиозной идеей книги.
Людям важно рассказать о своих достижениях, о своей жизни миру. В книге есть возможность подать мысли более глубокими, прожитыми, а свой опыт более значимым и ценным. Этим книги и отличаются от постов в социальных сетях.
Почему люди работают гострайтерами
Есть расхожее заблуждение, что гострайтеры - это неудавшиеся писатели. Это далеко от истины, потому что гострайтинг - это большие возможности для профессионального роста для тех же копирайтеров. Общение с большими людьми этого мира, возможность быть их биографами - это один из "побочных" эффектов профессии гострайтинга.
Многие из гострайтеров - публикующиеся писатели. Но они отделяют свои собственные амбиции от текстов заказчиков, которые, впоследствие, часто успешно издаются. Вот как воспринимает свое участие в чужом успехе один из гострайтеров агенства: "я как ремесленник. Мне дают дерево, я с ним что-то делаю. Но дерево не мое, не я его выращивала. Это не мой опыт, и поэтому мне легко абстрагироваться от этого".
Всегда есть выбор - написать самому свои истории или отдать литературным ремесленникам на выковку. В любом случае - энергии, в том числе денежной, будет потрачено абсолютно одинаково!
Сердечно благодарю Вас за прочтения, дочитывания и лайки!