Найти в Дзене
ЛадаFM

Женские истории - нужны ли в литературе, и как они влияют на мир

Недавно побывала на вебинаре, посвященном влиянию художественных текстов на реальность нашей жизни. Ключевым моментом этого влияния была женщина. Разговор шел именно про женские тексты. О чем, в основном, пишут женщины? Кого затрагивают их истории? И нужны ли обществу женские истории про то, о чем неприятно разговаривать.

На вебинаре рассматривалась общая тематическая направленность женских литературных текстов - исповеди женщин, подвергшихся насилию вообще, в частности домашнему насилию и абьюзивному отношению. Новым было для меня на вебинаре озвучивание и такого болезненного направления - как сталкинг. Когда женщину постоянно преследует бывший партнер, мешая ее нормальному течению жизни, манипулируя хейтингом, постами интимного характера в социальных сетях (порноместь).

Мировое сообщество критиков, конечно, подвергают подобные женские истории осуждению и не признают подобные тексты художественной литературой. Считая, что подобные вопросы должны решаться не через литературу, а через специалистов. Справедливости ради, конечно, отчасти они правы. Не все психологические травмы можны решить через выписывание. Если речь, конечно, идет только о выписывании, а не о желании оповестить...

Появился целый тренд в оценке подобного рода литературы. Чем болезненнее тема, чем она актуальнее, хоть и игнорируемая обществом, тем лучше произведение воспринимается социумом - часто получает признание в виде литературных премий. Возможно, это шаг в сторону публичного освещения страшной проблемы общества, семейных хозяйств, которые составляют важную его часть.

Эстетические, художественные качества текста, на тему домашнего насилия, часто уступают его актуальности.

А как еще рассказать о том, что творится в огромном количестве семей, за закрытыми дверями? Об этом нельзя говорить, нельзя шептать, даже со своим терапевтом... Но насилие и абьюз существовали всегда. Мужчины хотят доминировать, контролировать - во все времена. А под алкоголем это желание переходит все социальные и психологические границы, приводя порой к очень печальным последствиям. Речь совсем не о семьях, которые принято считать в обществе "неблагополучными". Часто детское и женское насилие обнаруживается в семьях респектабельных, в которых решены все материальные проблемы.

С 19-го века (Елена Ган) женщины стали открыто писать о том, что запрещено женщине, но что хотелось бы ей - наряду с мужчинами. Это касалось, конечно, прав на образование, работу и тд. Сейчас женщины "допущены" во все сферы жизни, наравне с мужчинами, но проблемы гендерного неравенства не ушли, они стали теневой стороной почти каждой женщины.

И, несмтря на то, что в сторону освещения проблемы домашнего насилия (не только касается жнещин, но и детей) есть подвижки и со стороны экспертного сообщества, журналисткого сообщества, но нет политической воли, чтобы признать эту проблему и начать ее решать - закона о домашнем насилии в нашем законодательстве не существует. Хотя вопрос поднимается с начала 90-х прошлого столетия. А во время ковидного периода процент домашнего насилия превысил все мыслимые статистические пределы. Сейчас нарастает новая волна насилия в семьях - после возвращения военных...

В нашем законодательстве предусмотрена реакция на домашнее насилие лишь когда оно приобретает характер административной и уголовной отвественности, когда уже произошло трагическое событие...

Литература отражает этот общественный безмолвный крик. Медиа также включается в эту тему. Газета "Коммерсант" пишет о домашнем насилии. "Ведомости" пишут о гендерных правах женщин...

И разговор, преимущественно идет о женских историях, где, в основном, отражено физическое насилие, без затрагивания психологического, экономического насилия, которые тоже имеют место в очень впечатляющих масштабах.

Проблема есть, о ней нужно писать. Даже несмотря на то, что в 21-м веке появилась новая этика в обществе, согласно которой теперь позволяется, и даже поощряется говорить на ранее запрещенные социальные темы, тем не менее - закрытые темы семейного насилия так и остаются лишь в литературных кулуарах и женских комьюнити. Что-то вроде эхокомнаты, вне которой будто этой проблемы нет, ничего плохого с нами не происходит, и мы живем все счастливо.

Речь вовсе не о феминизме, понятия о котором искажены современностью до невозможных уродств. Если бы эта проблема была в поле говорения не только в медиа пространстве, но и в художественной. Но часто эта тема идет тесно с искаженным пониманием феминизма. Но ведь тексты женщин объявляют эту тему легитимной, позволяют не только думать об этой теме, но и говорить о ней. Тексты поддерживают, рассказывают об опыте других, раскрывают сущность проблемы и меняют, в конце концов, реальность!

Женская литература - это поддержка, это посыл - ты не одна, это выход, эта литература высвечивает проблему изнутри.

Вы помните книгу "Пеппи длинный чулок" Астрид Лингрен? Это сборник, на первый взгляд, веселых историй про хулиганку, поднял тему насилия в семье, насилия и жестокости в отношении детей. Автора пригласили на престижную премию, и она выступила с благодарственной речью на тему "Нет насилию". И ровно через год Швеция стала первой страной, которая на законодательном уровне запретила любое насилия в отношении детей.

-2

Вот список довольно известных книг, которые авторы вебинара обсуждали, как наглядное доказательство нужности подобного рода литературы. Некоторые из историй особенно страшные, хотя, предполагаю, что реальность, на основе которой была написана книга, еще страшнее.

  • "Сезон отравленных плодов" Вера Богданова;
  • "Лакшми" Евгения Некрасова;
  • Дневник Елизаветы Дьяконовой;
  • Повести Елены Ган;
  • "Отец смотрит на запад" Екатерина Манойло;
  • "Сестренка" Кристина Гептинг;
  • "Мя темная Ванесса" Кейт Рассел;
  • "Большая маленькая ложь" Лиана Мориарти;
  • "В Советском Союзе не было аддерола" Ольга Брейниргер.

Вебинар проходил совместно с Нижегородским женским кризисным центром и Консорциумом женских неправительственных объединений.

Так нужны миру истории женщин о том, что с ними, на самом деле, происходит в семьях? Нужны их истории о несвободных и нелюбимых детях? Как вы считаете?

Фото автора на выставке восковых фигур
Фото автора на выставке восковых фигур

Благодарю, что читаете и дочитываете, ставите комментарии, лайки и подписываетесь - это здорово заряжает меня как автора и продвигает канал!