Пока шли работы над оборонительным Вторым вальным обводом и Кёнигсберг превращался в город-крепость 1-го класса, в мире артиллерии произошла революция – появились нарезные орудия. Теперь в цель можно было отправлять снаряды большего веса, значительно увеличилась дальность их полёта и точность попадания. Что это значило для Кёнигсбергской оборонительной системы? Самая серьёзная из новых угроз - отныне артиллерия противника могла обстреливать центр города, совершенно не обращая внимания на мощные бастионы. Как этого можно избежать? Во-первых, выдвинуть фортификационное кольцо на несколько километров дальше от города. Во-вторых, не держать весь гарнизон внутри города, а распределить его часть по новым, сложным для врага боевым позициям – мощным укреплениям, приспособленным для долговременной самостоятельной обороны. Так родилась идея фортового пояса, который будут называть «ночной периной Кёнигсберга», а пытаясь поднять дух горожан, Геббельс в 1944 году скажет: «Опоясывающая город цепь фортов - это ночная рубашка Кёнигсберга, жители столицы Восточной Пруссии могут спать спокойно».
Строительство началось в 1872 году. Кольцо из 12 основных и трёх вспомогательных фортов, располагавшихся в 2-3 км друг от друга, имело общую протяжённость по наружному обводу 43 км и отдаленность от центра города – примерно в 6-7 км. Оборонительные сооружения были соединены между собой и городом специальными дорогами, которые до сих пор определяют облик уже Калининграда.
Перед началом строительства фортов, главный немецкий генерал-инспектор крепостей Камеке поставил перед инженерами задачу спроектировать единую модель для всех немецких крепостей. Это было удобно и практично, ведь типовой проект стоит дешевле, под него быстрее подготовить строителей. К тому же, можно было унифицировать и обучение солдат гарнизона, начиная его на уже построенном аналогичном объекте. По этой причине форты Кёнигсберга принципиально похожи друг на друга, различия связаны лишь со спецификой местности.
По плану, каждый форт должен был вмещать существенный гарнизон и большое количество артиллерии, а также обладать всем необходимым для автономной работы в условиях изоляции и длительной осады, а именно: большим арсеналом, складами топлива, еды и воды.
Что же представлял собой типовой форт? Это были строения из кирпича, бетона и земли в форме вытянутого по фронту шестиугольника. Ядром форта являются два вала, в теле которых располагаются кирпичные казематы и прочие помещения. Вал, смотрящий в сторону фронта (напольный) имел помещения для артиллерии и погреба для снарядов. Противоположный вал (горжевой) мог иметь несколько этажей и в нём размещались казармы, лазарет, кухня и столовая. По бокам от этих валов располагаются фланковые валы.
Помещения главных валов по центру соединяются закрытой обвалованной потерной, которая берёт начало от входа с воротами и мостом через ров с тыльной части форта. Таким образом, внутреннее пространство форта делится на два дворика. Для маскировки форт обсаживали деревьями и кустарниками.
По периметру форт окружён рвом, стенки которого укреплены камнем, образуя эскарповую и контрэскарповую стены. В зависимости от особенностей местности рвы были «мокрыми» (заполненные водой) или «сухими». Ров обстреливался по кругу из капониров (казематированные помещения на уровне рва) с помощью револьверных пушек. Для дополнительной обороны за рвом располагались блокгаузы, а за ним (со стороны фронта) шло наклонное простреливаемое пространство (гласис).
Гарнизон основных фортов состоял из 250-350 солдат и до 5 офицеров. Запасы продовольствия и боеприпасов рассчитывались из расчёта автономной работы до 30 дней. У каждого форта было печное отопление и водопровод. Позже форты получили свои электростанции, радиосвязь и телефон.
Работы по фортам в основном были окончены к 1892 году, тогда они получили нумерацию и рабочее название по близлежащим пригородам или населённым пунктам, а спустя два года им присвоили наименования в честь прусских королей и генералов, в основном героев войны против Наполеона и Франко-Прусской войны, а также знатных родов Восточной Пруссии. Над некоторыми входными воротами разместили медальоны с родовыми гербами.
«Генералы всегда готовятся к прошедшей войне», - эти слова выдающегося государственного деятеля и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля как нельзя лучше характеризуют судьбу фортового кольца Кёнигсберга: только был сдан последний объект, а уже требовалось вносить изменения, ибо артиллерийская наука не стояла на месте - снаряды стали начиняться не порохом, а новыми мощными взрывчатыми веществами, появились более крупнокалиберные осадные пушки и мортиры.
В связи с этим, практически сразу пришлось менять систему защиты кирпичных строений. При строительстве фортов было принято делать толщину кирпичных перекрытий в 1 метр и покрывать их грунтовой обвалкой, что тогда казалось достаточным. Но, уже через несколько лет пришлось делать дополнительную прослойку между кирпичом и грунтом из нескольких метров песка и бетона.
Изначально одним из главных преимуществ фортов был тот факт, что фортовая артиллерия, находящаяся на валу выше атакующего, могла вести дальнюю стрельбу навесным огнём. Но, время показало, что открытые боевые позиции, да еще и привязанные к конкретной точке, - главная беда форта. После того как противник проводил пристрелку, он начинал поочередной уничтожать фортовые огневые позиции. Чтобы решить эту проблему, крупные орудия сняли с вала и вынесли на полевые позиции, где они могли менять своё расположение после серии выстрелов. Внутри фортов оставили только миномёты, лёгкие орудия малых калибров.
Еще одна уязвимость фортов была очевидна с самого начала. Вход (а скорее даже выход) у форта был только один. А значит, что задача противника сводится к блокировке главных ворот. Эту проблему пытались решать установкой перед мостом к воротам блокгаузов, но они могли лишь отсрочить неизбежное и становились первой целью нападавшего.
Последним обстоятельством воспользовались советские войска в апреле 1945 года. Перед тем как приступить к штурму города, была произведена артиллерийская подготовка. С помощью 280-мм мортир и 305-мм гаубиц начался обстрел фортов. Он не прекращался даже ночью. По этой причине гарнизоны не имели возможности вывести на полевые позиции свои орудия.
Стоит отметить, что к штурму Кёнигсберга готовились и немцы. Рвы фортов с внешней стороны оградили высокой решеткой с колючей проволокой. Появились противотанковые рвы и минные поля.
Штурм Кёнигсберга начался 6 апреля 1945 года. Форты было приказано не штурмовать, а обходить и двигаться дальше, лишь небольшие батальоны продолжали удерживать под контролем входы в форты, дожидаясь их капитуляции. Забегая вперед, отмечу, что такая стратегия действительно сработала. Катастрофические потери личного состава были отмечены только на форте №5, где отчего-то командиры отошли от принятого плана и устроили штурм с боями внутри укреплённого объекта.
Ниже чуть-чуть подробней поговорим о судьбе каждого из фортов (оставив за рамками повествования технические характеристики, т.к. они у всех объектов примерно одинаковы и были описаны выше) и узнаем, где их можно найти на современной карте Калининграда. Отмечу, что все форты внесены в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws