Найти в Дзене

Мы все ксенофобы с рождения

Мы стоим на широком травянистом берегу Илети, реки у марийской деревни Коротково. Было время, тут было тихая, далекая от трасс, сует марийская деревня. Но зачастили в нее туристы, предприимчивые городские построили глэмпинги, а коммерческие сплавы зачастили на деревенский берег реки, не давая местным прохода, вытесняя их же с их привычных мест. Мы еще не знаем, что это последний год, когда можно официально собрать на этом лугу катамаран - уже в конце года сельсовет выпустит постановление с запретом на использование поляны сплавщиками, разберут беседки и приколотят объявления. Да мы и не те люди, что создаем местным проблемы - у нас единственный, самодельный и совсем не коммерческий катамаран.

На берег выходит местный пассионарий - "кугыза", в присутствии которого деревенские, даже подростки, переходят на чистый марийский без вставок русского мата. Запинаясь за доски мостков, он восклицает и сам, что-то вроде "О, Юмо", а не прилипучие ругательства.

Он в хорошем настроении, начинает заигрывать с младшим сыном - давай, мол, тебя женим тут (а поскольку в нас признают татар, хоть, с оговоркой мелкому, мол, мама у тебя на марийку похожа, не обходится без шуточек, что, де, можешь сразу несколько жен взять). Ну а когда переходит к общению с местными, мы, его, разумеется, не понимаем.

И интересна реакция старшего. Вот уж кто к тогдашним 6 годам был совершенно прокачен вопросами кросс-культурной толерантности, понимал суммарно больше 2х языков и вообще всячески натыкался на сложности этого мира, связанные с многоязычием. В том числе, и про право и необходимость человека говорить на родном языке, в том числе в присутствии не понимающих. Он точно в курсе о том, что, например, полуродной ему татарский - в том же положении, что и язык жителей местной деревни.

Че он сделал? Он обиделся на марийцев, что не понимает их, а отдельные русские и татарские слова в их речи только задорят, не давая понять, что же говорят. Встал в позу, и сказал, что "А я в знак протеста буду общаться со всеми на языке тела", и начал активно заниматься пантомимой.

Была конечно следующая итерация разъяснений, но я это к чему - на предыдущих итерациях никаких обобщающих выводов сделано не было, и на первом же экзамене завалился - как оказался в группе, которую, как показалось, обделили, забылись все на словах усвоенные принципы.

Было и другое. В садике к ним пришла умная и тянущаяся к общению с активными ребятами узбекская девочка. И вот они по началу ее как-то игнорили. Точно не за то, что девочка и не за то, что умная. И даже не за то, что попозже пришла.

Потом, конечно, путем задавания вопросов, "а чего вы так", путем того, что все же в одном дворе жили и в один школьный класс попали, девочка вошла в разряд лучших подружек, которую охарактеризовали как одну из трех самых лучших девочек класса. Но суммарно это произошло года через два. Потом, они, кстати, уехали. Не смогли что-то тут родители. А ведь дети уже хорошо тут вписались. Всякие антимигрантские страшилки были не про них.

Но я это к чему. Что ребенок с рождения чист, как кристалл и слеза, что алар эчендә Аллаһ Тәгалә, и т.п. не рассказывайте мне пожалуйста. С самого начала они приматы-приматы. И если мы думаем, что в них это все заносится, а мы можем просто оградить, а вот искоренять ничего не надо, то мы очень ошибаемся. Культура это от слова "возделывать" и возделывать придется не переставая, пропустишь один сорняк, и уже все. А семена сорняков там даже не заложены, а присутствуют изначально.