Искусственный интеллект (ИИ), нейросети, боты и "умные" колонки уже стали неотъемлемой частью современного мира, но знаете ли вы, что концепция ИИ существовала еще в древней Индии? Фактически, индийские философы и ученые на протяжении веков размышляли над идеей машин, которые могут имитировать человеческий интеллект.
Идея искусственного интеллекта восходит к текстам Вед, которые были записаны между 1500 и 500 годами до нашей эры. Веды содержат различные упоминания о машинах и даже роботах, которые могут выполнять задачи, подобные человеческим. Например, Ригведа описывает колесницу, запряженную металлическими лошадьми, а Яджурведа описывает машины, которые могут создавать музыку и танцевать.
Помимо Вед, знаменитый эпос Махабхарата также содержит упоминания о современных машинах и оружии. Одним из наиболее известных примеров является Брахмастра, оружие, которое, как говорили, способно уничтожать целые армии и города. В Махабхарате также описываются виманы — летательные аппараты, приводимые в движение ртутью и управляемые разумом.
Однако идея ИИ в древней Индии появляется не только в литературных источниках. Индийские философы и ученые также разработали концепцию, известную как «механический человек», которая, по сути, представляла собой робота, способного имитировать поведение человека. Одно из самых известных упоминаний механического человека появляется в «Янтра Сарвасва», книге, написанной Бхаратой Муни во II веке до нашей эры. В этой книге описаны различные машины и автоматы, в том числе механический человек, который мог двигаться, говорить и даже выполнять такие задачи, как ткачество и вышивание.
Другой пример — известный математик и астроном 8-го века Брахмагупта, который писал об автоматических машинах, способных выполнять математические вычисления. Книга Брахмагупты «Брахмасфутасиддханта» содержит подробные инструкции по созданию устройства под названием чакравала, которое представляло собой механический калькулятор, способный решать сложные алгебраические уравнения.
А в таких текстах как «Артхашастра» Чанакьи и «Самарангана Сутрадхара» царя Бходжи, упоминается существование янтр, механических устройств и автоматов. Эти янтры представляли собой сложные машины с различными механизмами, предназначенными для выполнения определенных задач, например, управление дверями, музыкальными инструментами или даже сложными военными машинами.
Еще один пример древней роботизированной технологии - городские ворота Двараки. Легенды говорят, что в древнем городе Дварака, где жил Господь Кришна, городские ворота были автоматизированы. Они могли распознавать жителей и позволять им войти, не допуская при этом злоумышленников.
Роботы-охранники царя Аджаташатру
Все вышеперечисленное, несомненно, интересно. Но одна из самых интригующих историй из Индии рассказывает о том, как когда-то роботы охраняли мощи Будды.
Как бы причудливо это ни звучало для современного уха, эта история основывается на связях между древней Грецией и древней Индией. Ее действие происходит во времена царей Аджаташатру и Ашоки. Аджаташатру, правивший с 492 по 460 гг. до н. э., был известен своей продвинутой военной политикой и внедрением в царскую армию новых военных изобретений, таких как мощные катапульты и механизированные боевые колесницы с вращающимися лопастями.
Историю этого неординарного правителя читайте здесь:
Аджаташатру был современником и последователем Будды, и когда Будда оставил свое физическое тело, царю было поручено защитить его священные останки. Царь спрятал их в подземной камере недалеко от своей столицы Паталипутты (ныне Патна) на северо-востоке Индии.
Традиционно возле сокровищ стояли на страже статуи воинов-гигантов. Но в легенде об Аджаташатру, эти воины были не просто скульптурами. Это были роботы. В те времена автоматы или механические существа, которые могли двигаться самостоятельно, на древнем языке пали и санскрите назывались «бхута вахана янта», или «машины для движения духа». И согласно легенде, было предсказано, что роботы Аджаташатру будут оставаться на службе до тех пор, пока будущий правитель не распространит реликвии Будды по всему царству.
Другие индуистские и буддийские тексты той эпохи описывают воинов-автоматов, кружащихся подобно ветру и рубящих незваных гостей мечами, напоминая боевые колесницы Аджаташатру с вращающимися лезвиями. В некоторых версиях роботы приводятся в движение водяным колесом или созданы Вишвакармой, индуистским богом-инженером. О нем читайте здесь:
Но самая поразительная версия о древних роботах стала известна благодаря тексту «Локапаннатти», найденному в Бирме. Это были палийские переводы старых, утерянных санскритских текстов, известных только по китайским переводам, каждый из которых основан на более ранних устных традициях.
Здесь встречается упоминание о неких «янтакара» - производителях роботов, многие из которых жили на западной земле яванов, говорящих по-гречески, в «Рома-висая» (это индийское название греко-римской культуры Средиземноморья). В текстах говорится, что секретная технология роботов яванов тщательно охранялась. Роботы Рома-Висайи занимались торговлей и сельским хозяйством, ловили и казнили преступников. Производителям роботов запрещалось покидать территорию или раскрывать свои секреты – если они это делали, роботы-убийцы преследовали и уничтожали их. Слухи о сказочных роботах дошли до Индии, вдохновив молодого ремесленника из Паталипутты, столицы Аджаташатру, научиться делать подобные автоматы.
Согласно легенде, этот молодой человек отправляется в самое сердце Рома-Висайи. Он женится на дочери мастера-изготовителя роботов и изучает его ремесло. Однажды он крадет планы по созданию роботов и вынашивает план, чтобы вернуть их в Индию.
Уверенный в том, что роботы-убийцы убьют его прежде, чем он сможет совершить путешествие сам, он разрезает себе бедро, вставляет рисунки под кожу и снова зашивает себя. Затем он велит своему сыну убедиться, что его тело вернется в Паталипутту, и отправляется в путешествие. Его действительно ловят и убивают, но его сын находит его тело и перевозит его в Паталипутту.
В Индии сын извлекает чертежи из тела своего отца и следует его инструкциям по созданию автоматических солдат для царя Аджатасатру, чтобы защитить реликвии Будды в подземной камере.
Через два столетия после Аджатасатру знаменитый правитель Ашока из могущественной империей Маурьев начал править в Паталипутте, 273–232 гг. до н.э. Ашока построил множество ступ, чтобы хранить реликвии Будды по всему своему огромному царству. Ашока услышал легенду о спрятанных мощах и искал их, пока не обнаружил ту самую подземную комнату, охраняемую свирепыми "воинами-андроидами". Роботы яростно сопротивлялись Ашоке.
По одной из версий, бог Вишвакарман помог Ашоке победить их, пуская стрелы в болты, скреплявшие их вращающиеся конструкции. В другой легнеде сын старого инженера объяснил, как отключать роботов и управлять ими. В любом случае, Ашока в конце концов сам стал командовать этой армией автоматов.
Эта история ясно связывает механических существ, защищающих реликвии Будды, с автоматами Рома-Висайи, находящегося под влиянием Греции.
Заключение
Что всё это? Бурное воображение древних людей, аллегории и метафоры для описания невероятных сил и способностей богов и героев прошлого? Или утерянные технологии ушедших цивилизаций? Мы не пускаемся в конспирологические теории, а просто приводим факты.
Вполне вероятно, что идея роботов, охраняющих реликвии Будды, объединяет как реальные, так и воображаемые инженерные достижения времен Аджаташатру и Ашоки.
Хотя машины и устройства, описанные в древних текстах, и могут показаться фантастическими по современным меркам, по меньшей мере, они доказывают существовавшее всегда человеческое желание создавать машины, которые могут имитировать человеческий интеллект и поведение. Вероятно мысль древнеиндийских философов и ученых опередила свое время в понимании возможностей машин, предвосхитив развитие искусственного интеллекта и робототехники в наши дни.