Говорят, только ленивый не писал о "Тоннеле"? Ну, так вот я - не ленивый!
После прочтения дилогии "Вонгозеро" и "Живые люди" у меня осталось от Яны Вагнер двойственное впечатление. С одной стороны - реальность и психологизм удались автору на все сто. Ее герои - живые люди, действующие не по шаблону жанра, а как получается. Однако, с другой стороны, удовольствие от романов подпортили многочисленные огрехи. Подробнее - в соответствующем посте:
Так что "Тоннеля" я ждала, чтобы наконец определиться, нравится ли мне проза Яны Вагнер или автор не мой. Оказалось - нравится. "Тоннель" сохранил в себе все то, что понравилось в дилогии, и практически избавился от недостатков оной.
Сюжет таков: в жаркой летней воскресной пробке, образовавшейся на въезде в Москву и утрамбовавшейся в Северо-Западном тоннеле, застряло порядка пятисот человек. Внезапно гермодвери тоннеля активизируются и отсекают от внешнего мира всех, кто оказался внутри. Связи нет, радио не ловит, официальных извещений о том, что происходит и сколько ждать, нет. Все, что есть - три перегретых загазованных километра под рекой и куча усталых, раздраженных, ничего не понимающих людей, постепенно осознающих, что никто не торопится их спасать...
До прочтения старалась не словить спойлеры, чтобы сохранить интригу и вместе с героями постепенно узнавать, сколько часов (дней?) придется провести взаперти и что все-таки случилось снаружи. Это сделало роман более интригующим: с трудом отрывалась от текста, так как не терпелось узнать, что все-таки происходит и кто из персонажей действовал верно. Слог у автора легкий, читается быстро, а в душном вагоне метро - еще и атмосферно. Прямо физически ощущалась жара, духота и страх навсегда остаться под землей, даже толком и не поняв, что произошло. Не зря же говорят, что неизвестность пугает больше всего. Вот и герои Яны Вагнер в первую очередь страдают именно от того, что не знают, чего ждать и сколько продлится их заточение. А оттого и не могут толком ни на что решиться. А когда действуют - никто не может предугадать, правильным или самоубийственным окажется тот или иной шаг.
Как и в "Вонгозере", герои книги - обычные люди, а не супергерои. Черно-белых характеров практически не будет. У каждого свои недостатки и слабости, свои сильные стороны. Притом иногда именно положительные черты характера выходят узникам боком, а гуманные решения оказываются не слишком удачными. И, напротив, неприятные персонажи порой становятся именно теми, кто способен предотвратить хаос. Любопытно, что демократия в исключительной ситуации больше вредит, чем помогает: каждый тянет в свою сторону. Сотни напуганных людей справляются с ситуацией ничуть не лучше, чем лебедь, рак и щука в известной басне. Однако и автократия кажется не менее отвратительной. А между тем ситуация такая, что просто остаться в стороне и ничего не делать никак нельзя.
"Тоннель" - из тех произведений, с которыми лучше знакомиться без спойлеров, чтобы не портить себе удовольствие от прочтения. Поэтому дальше, если не читали - не читайте.
Удачным авторским приемом оказалось практически не давать имен и предысторий героев, а позволить читателю видеть их глазами собратьев по несчастью: Патриот, мама-Пежо, Кабриолет, нимфа из кабриолета, женщина-Мерседес... Так быстро запоминаешь, кто есть кто из нескольких десятков основных героев. Так, скорее всего, было бы и в реальности. Коротко и емко. И - обезличено.
Общественный срез велик: таксист, полицейский, стоматолог, мажор, иностранец, профессор, преступник... В большинстве машин - рядовые семьи разного достатка. Однако попадется и автобус с рабочими, и полицейская машина, и даже бронированный лимузин со значительной правительственной шишкой. Все это делает повествование более захватывающим. Как реагируют на катастрофу разные слои населения и есть ли вообще разница в их реакции? Играет ли роль в сложившейся ситуации социальная ниша, занимаемая в обычной жизни? Как вообще поведут себя цивилизованные люди, оказавшись отрезанными от цивилизации?
Последнее, кстати, предугадать нетрудно: жирным спойлером является эпиграф из "Повелителя мух" Уильяма Голдинга: "Если б было светло, они б сгорели со стыда. Но кругом чернела ночь". О том, насколько тонок культурный слой и как легко слетает с человека, писали уже многие. Тут Яна Вагнер, конечно, не новатор. Однако развить эту тему в современных реалиях у нее получилось неплохо. Вновь мы видим, что злейший враг человека - он сам. Что благими намерениями выстлана дорога в ад. Что удивителен и страшен феномен толпы, состоящей, казалось бы, из адекватных воспитанных людей, каждый из которых хочет добра и справедливости.
Готовых ответов не будет, и это тоже плюс роману. Оправдано ли убийство человека, если ситуация исключительна? Подчиняться тем, кто готов взять руководство на себя, или отстаивать собственное мнение? Как решить, кому жить, а кому - умереть, если выбор неминуем? Как понять, что хорошо, а что - плохо, когда нет времени даже взвесить все "за" и "против"? Что вообще имеет значение, если ты обречен на смерть? Чья позиция и чьи ответы ему ближе, решает сам читатель.
Финал романа сильный. Камертоном "звучит" ситуация в соседнем тоннеле, где люди не ударились в панику, а спокойно дожидались спасателей. Где звали друг друга по имени-отчеству, ели арбузы и развлекали детей. Да, запертых было в разы меньше, они не страдали от голода и жажды. Но и в злосчастном тоннеле, в конце концов, были еда и вода. И времени-то прошло всего 28 часов, а не несколько суток. 28 часов человек может прожить без еды, а здоровый - даже и без воды. Кто же виноват в хаосе, панике и человеческих жертвах? В какой момент ситуация свернула "не туда"? Ведь вроде бы все старались, как лучше... Кто главный виновник? Психопат? Равнодушный полицейский, упустивший его? Малодушный полицейский, вовремя не остановивший? Бригада строителей, самовольно решивших выбраться из заточения? Или желтый старик из лимузина, спасавший свою шкуру любой ценой?
Или все сразу? Ведь каждый внес свой вклад в случившуюся трагедию. Мажор из "Фольцвагена", решивший, что проскочит. Мотоциклист, потерявший голову и напугавший всех. Компания, не придумавшая ничего лучше, чем в такой ситуации напиться. Мародеры. Таксист, не нашедший другого времени для отстаивания своего места под солнцем. Водилы, пожалевшие воду и еду.
И выходит, что корень зла - обыкновенный эгоизм. Каждый из названных (и неназванных) думал лишь о себе, наплевав на чужую безопасность и чужие права. Как правильно заметила женщина-мерседес:
- Какая у вас интересная картина мира... Все у вас враги, и все вам что-то должны - еду, воду, объяснения. Помощь вызвать на вертолетах. А вы не должны никому. Вы только требуете, да? Это ваше право такое, я правильно понимаю? И вы недовольны еще, все как-то неудобно вам. Некрасиво. И главное, недостаточно быстро, так?.. Вы хотите вести себя как дети и не думать?
И получается, что тоннель - это тест на истинную, а не показушную человечность и гуманность. И большинство его с успехом провалили.
Впрочем, в откровенную чернуху Яна Вагнер не скатывается. Были и те, в ком катастрофа выявила лучшие качества, о которых персонажи и не подозревали. В первую очередь - маленький доктор, который вполне мог, сославшись на узкую специализацию, с самого начала умыть руки. Митя-инженер, не сдававшийся до самого конца. Патриот. Профессор-кавказец. Даже старлей, даже нимфа. И, конечно - соседний тоннель.
Причина, по которой гермодвери сомкнулись более чем на сутки, показалась мне самой логичной и вполне вероятной. И довольно прозаичной. С самого начала как-то не верилось в глобальную катастрофу. Знай об этом люди, вели бы себя куда спокойней, и многих жертв удалось бы избежать. Опять-таки - нет страха сильнее, чем страх неизвестности, и нет врага страшнее, чем ты сам. Вроде бы адекватные люди, вроде бы знают, как себя вести в критических ситуациях, считают себя толерантными, отстаивают права кошечек и собачек... Казалось бы, еще в начале капитан четко обрисовал ситуацию паникующим людям:
"- А может, и придется! Ночевать! Ни воды, ни дыма нету, ситуация неострая, и не базарить надо без толку, а вернуться по местам и ждать, без истерики, порядок соблюдать! Устроили тут, понимаешь, пикет! Дайте специалистам работать, без вас, понимаешь, разберутся!"
И ведь так и стоило поступить (так и сделал соседний тоннель). А на деле перепуганные люди устроили тихий ужас. Даже не тихий, - вопиющий. Картинка у Яны Вагнер получилась красочной, яркой и запоминающейся. О ней и не стоит забывать.
Недостатков у романа практически нет, все работает на идею, на саспенс. Поначалу в минусы записала то, что читатель так и не узнал, кем являлся психопат. Но потом такое решение автора даже понравилось: герои же тоже не знали, и им приходилось действовать, исходя из этого, дать странному человеку собственную оценку. Да и читатель лишний раз вынужден пораскинуть мозгами. Думается, арестованный точно был не банальным уголовником. А, например, работал на оппозицию и занимался срывом проправительственных программ. Спецподготовка и неординарный ум чувствуются, как и особая неприязнь к официальным лицам, и талант провокатора.
Еще долго напрягало, что люди ведут себя неадекватно: прошло не так уж и много времени, что же они действуют так, будто неделю сидят под землей? Однако к концу стало ясно - так и было задумано, люди реально переоценили опасность, накрутили друг друга, запаниковали и начали самоубиваться. Еще желтый старик вел себя несколько гротескно. Но не думаю, что в реальности люди его уровня относятся к остальным как-то иначе. А подчиненные давно привыкли видеть полубога, а не полумертвого старика. Власть ослепляет обе стороны.
Как итог, "Тоннель" - вполне добротная современная литература в обертке романа-катастрофы, где внешние обстоятельства - лишь повод показать людей в экстремальных условиях, заставить выпустить наружу внутренних демонов - или героев. Язык хороший, мат показался вполне уместным. Оценила, как меняется ритм и стиль повествования при кульминации, что тоже работает на нагнетание ситуации.
Надо будет прочесть и "Кто не спрятался" (2017): поначалу не собиралась, думая, что увижу просто герметичный детектив. Теперь подозреваю, что не просто... Но еще с большим интересом буду ждать следующую книгу автора: в одном из интервью Яна Вагнер сказала, что, скорей всего, отойдет от привычного сюжета о человеке в экстремальных обстоятельствах и выберет новую тему.