Найти тему
Записки от безделья

Яна Вагнер "Вонгозеро" (2011) и "Живые люди" (2013). Дилогия

Не знаю почему, но нашумевший роман-катастрофа в двух частях. Читается как одно произведение, ибо первая часть сама по себе не имеет смысла: сюжетные линии не завершены, характеры не раскрыты.

Содержание: в результате смертельной эпидемии человечество выздоравливает как мухи. Крупные города становятся главным источником заразы. Стихийно образовавшаяся компания аж из 11 друзей-родных-соседей пытается спастись, поздней осенью отправившись из Подмосковья в Карелию, на безлюдное Вонгозеро...

Интернет-обложки. Самые красивые, на мой взгляд.
Интернет-обложки. Самые красивые, на мой взгляд.

В целом роман весьма напоминает понравившуюся мне когда-то трилогию Андрея Круза "Эпоха мертвых". В принципе, то же самое, только без зомби. Но если у Круза добротное и продуманное выживание стояло во главе угла, тот тут собственно эпидемия стыдливо ныкается по углам, уступая сцену взаимоотношениям персонажей. А подобрался тот еще серпентарий...

Когда я читала чужие отзывы, то быстро во всех запуталась. Но в книге герои вводятся постепенно, так вся бабка-за-дедку будет понятна. Поедут главная героиня с мужем и сыном-подростком. Саму идею спасаться бегством подкинет нагрянувший в связи с эпидемией свекор. Муж не сможет оставить бывшую жену с их общим ребенком. С ними увяжутся и соседи, семейная пара с малышкой. А по дороге они встретят еще пару знакомых.

Надо заметить, что отношения у бывшей и нынешней жены, как и следовало бы ожидать, никакие. Подлюка-героиня несколько лет назад увела чужого мужа и оставила двухлетнего малыша без отца. Большинство предсказуемо приняло сторону обиженки. Соседи тоже противные, и только свекор хорошо относится ко второй невестке.

Кинообложки от АСТ (2020)
Кинообложки от АСТ (2020)

Самое интересное в книге - то, как показаны герои. Все они - обычные люди с кучей недостатков, достаточно обеспеченные и не привыкшие к походным условиям. Лишь пара-тройка увлекалась охотой и рыбалкой, а потому обладает хоть каким-то минимумом необходимых в подобной ситуации умений. Персонажи постоянно совершают глупые поступки, сомневаются, трусят, ругаются и выясняют отношения. Им придется приспосабливаться на ходу, скорее мешая, чем помогая друг другу. У женской части огромные комплексы всех мастей, да и мужики их - далеко не Чак Норрисы. Очевидно, что выживут не все...

Весьма реалистично показано и поведение людей в психологически некомфортной обстановке и условиях страшной скученности: никаких "эге-ге-гей, щас рай построим, картошечки насадим, ремонтик сварганим" и проч. Компашка в шоке-депрессухе, когда и двигаться лишний раз лень. А делать что-то и вовсе кажется бессмысленным. Полный упадок жизненных сил и непонимание, как жить дальше. И страстная надежда, что само рассосется.

Постер сериала "Эпидемия", снятого по мотивам дилогии.
Постер сериала "Эпидемия", снятого по мотивам дилогии.

Увы, минусов у дилогии куда больше, нежели плюсов. Самый основной - совершенно невнятно прописанный механизм эпидемии, оставляющий больше вопросов, чем ответов. Логики нет. Кто-то заражается с полпинка, а кто-то преспокойно поселяется в зараженном помещении - и ничего. Сей феномен объясняется примерно так:

"Видимо, нашим новым соседям просто не суждено было погибнуть ... от смертельно опасной зараженной среды, в которую они так беспечно вломились".

Более того, герои могут преспокойно пировать в компании зараженного - и не заразиться. А могут просто съесть что-то в давно опустевшем и промерзшем помещении - и умереть. Нет, ну а чо? Такой вот капризный вирус.

Само выживание описано тоже без особых подробностей. Ну и ладно, меньше деталей - меньше ляпов. Которые, кстати, в дилогии встречаются. Например, герои распределяются, в каком порядке поедут:

"Папа просто вынес из дома Ирину сумку и забросил ее на заднее Витарино сиденье, а затем, подхватив мальчика под мышки, усадил его рядом, "Аня, Сережа, первыми поедете, мы за вами, Андрюха - ты замыкаешь".

Вы сколько машин насчитали, три? А по сюжету их - четыре, плюс еще семья. Сначала даже удивилась, неужели они не поедут?

Достаточно встречается и ситуаций, в которых происходит "редкая, невероятная удача". То есть автор щедро разбрасывает рояли под кустами. Самая же невероятная удача - двое спокойных маленьких детей, идеально ведущих себя в долгой и сложной дороге. Иногда казалось, что взрослые давно выкинули их по пути. Но нет, мальчик и девочка мелькали в сюжете снова и снова.

Еще вариант кинообложки. АСТ (2019)
Еще вариант кинообложки. АСТ (2019)

Еще мне показались достаточно слабоватыми сами персонажи. Повторюсь, они интересны в своей обыденности. Но, увы, почти не развиваются (а в первой книге и совсем). У Андрея Круза, блин, даже зомби эволюционировали! Во второй книге дело немного пошло на лад, но осадочек остался.

В сюжете было несколько удачных моментов, чтобы перетасовать героев, завести новые любовные линии, оборвать старые. Пару раз, казалось, автор прямо намекала на это. Например, совершенно чужого мужика героиня "неожиданно для себя вдруг погладила его по голове, по мокрой щеке", а еще ранее открывает в нем новые для себя черты. Но - нет. Сюрпризов не будет. И даже главный любовный треугольник не развяжут, а разрубят. Хотя мне такой финал тоже понравился.

Как итог - один раз прочесть можно, если сильно не придираться. И правы те, кто называет дилогию "женской". Думаю, мужчинам про все эти бабские истерики и предчувствия читать точно будет неинтересно. Особенно когда есть шикарная и по-настоящему мужская крузовская "Эпоха мертвых", которую вполне можно использовать как пособие по выживанию.

Обложки от АСТ (2021)
Обложки от АСТ (2021)

P.S.: А впрочем, еще одно достоинство вспомнила: в дилогии нет ЛГБТ. Что большой плюс для современной литературы, помешавшейся на всевозможных отклонениях от нормы.