Злой, несдержанный человек – сущее наказание не только для близких, но и для всех окружающих людей. Он может быть очень приятным с виду. Но стоит открыть рот – хочется тут же бежать, куда угодно! До такой степени невыносимо такое «общение».
Надо ли брать "огонь" на себя?
А если это коллега по работе? Или того хуже – твой начальник? Жизнь, житейский наш опыт показывают, что в таких случаях один из двоих всегда берет огонь на себя. Как именно? Молча, кротко и смиренно переносит подобное поведение. И это притом, что оба человека – православные христиане.
Несправедливо, верно?
Вот какую любопытную характеристику гневу дал преподобный Иоанн Лествичник:
«Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, т. е. памятозлобия. Гнев есть желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души». (Лествица. Слово 8, 5).
«Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?»
Женщина, задавшая однажды этот вопрос Паисию Святогорцу, все-таки, на мой взгляд, сознавала, что не права, мучилась и страдала от того, что не может, не получается у неё справиться с собой. И вот что ответил ей преподобный:
- Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.
- Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.
- Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.
Знаменитое правило старца Паисия
По сути, это глубокое размышление о гневе с примерами из нашей обычной жизни. Но такое понятное и простое, что сомнений не остается – только так верующему человеку и следует поступать.
«Смирением и молчанием мы побеждаем гнев… Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушел. Лягушонок своим молчанием и смирением победил кота. Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить, как бубен».
Старец Паисий говорил:
- Если человек кипит от гнева, то ему без толку что-нибудь говорить, лучше помолчать и читать про себя Иисусову молитву. А когда от молитвы он успокоится, притихнет, то можно и договориться с ним. Даже рыбаки в шторм не выходят на лов, а ждут, когда море утихнет.
"Читайте Иисусову молитву", - неустанно повторял отец Паисий. Он говорил, что её надо знать, как дважды два. И всегда произносить, когда трудно и нужна помощь. В любых сложных и даже экстремальных ситуациях.
И непрестанно повторять:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!». Или краткий вариант: «Господи, помилуй!»). А еще очень хорошо и крайне полезно для христианина читать «Символ веры».
Сказка о волшебной водице
Или как побороли гнев старик со старухой
Жили-были муж с женой. Когда были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они то и дело ругаться, спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему два, он ей два, а она - пять, он пять, а она - десять. В конечном итоге, между ними начинается такая ссора - хоть из дома убегай!
А когда остынут, начнут выяснять - никто не виноват.
- Что это мы с тобой, старуха, а? - скажет старик.
- Да это ты, старый, ты все!
- Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?
- Не я, а ты!
- Ты, а не я!
И снова ссора начинается.
Вот стала старуха думать: что делать? Как со стариком жить дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит:
— Я могу помочь твоему горю. Есть у меня волшебная водица. Как старик начнет кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но смотри не проглоти ее, а держи во рту, пока он не успокоится… И все будет хорошо. Старуха поблагодарила соседку и пошла домой.
Только она вошла, а старик сразу давай кричать:
— Где была? Что делала? Давно пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!
Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила ее, а стала во рту держать.
А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал.
Обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и правда волшебная!»
Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.
- Что ты там гремишь? - забурчал старик. - Самовар поставить не умеешь!
Старуха хотела было ему ответить, да вовремя вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.
Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и… замолчал.
И с тех пор перестали они ссориться и стали жить дружно, как в молодые годы. А все потому, что как только старик начнет кричать, старуха сейчас — за волшебную водицу.
Вот сила-то в ней какая!
Является ли гнев грехом?
Напомню, друзья, что Сам Господь в Нагорной проповеди говорит о том, что гнев – это смертный грех. Приведу эту выдающуюся цитату полностью:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5: 21-26).
Говоря простым языком, гневающегося человека ждет суровый Суд Божий. И гореть тогда ему в геене огненной за свой злобный язык. Ибо гнев – это один из смертных грехов.
В заключение хочу привести слова Апостола Иакова – брата Господня:
«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1: 19-20).