Найти в Дзене
KinoGeek

"Смотрители": невыдающийся дебют дочери Шьямалана. Рецензия на фильм

Форма призрачной таинственности в стезе мистических триллеров - основная фишка приземлённых режиссёрских работ М. Найта Шьямалана: индийский кинорежиссёр стал безоговорочным королём сюжетных поворотов в массовом кинематографе, заслужив доверие и уважение со стороны значительной части фанатов триллеров. По правде говоря, последние карьерные годы Шьямалан проводит в искусственных попытках вернуть своему имиджу былое величие: и тут на подиум ворвалась его родная дочь, Ишана, решившая пойти по стопам отца. За основу режиссёрского дебюта была взята история готического романа "The Watchers": всё вело к первому триумфальному успеху, подобному "Шестому чувству" двадцатипятилетней давности. Но удалось ли девушке не упасть с протоптанной дорожки первых премьер старшего Шьямалана?

Сеттинг - густой лес, окружённый ирландскими горами, а место действия - маленький дом кубообразной формы. Как раз возле этого места и ломается автомобиль главной героини "Смотрителей", юной девушки Мины (в исполнении как всегда прекрасной Дакоты Фаннинг), терзаемой демонами прошлого и страшащейся перемен будущего. Героиня быстро обнаруживает себя в ночных лесных потёмках, когда внезапно видит горящий спереди свет: так Мина оказывается внутри некоего "Куба", единственного безопасного места во всей необъятной чаще леса, вместе с ещё тремя заблудившимися путниками. По ночам за людьми наблюдают таинственные тощие существа, а дни уходят на поиски пищи: ведь найти выход из западни мешают странные галлюцинации и неизвестные голоса (сразу бросается условность из недавнего "Времени" отца Ишаны Шьямалан, М. Найта). Именно в этом сеттинге режиссёр-дебютант готова открыть миру свой кинематографический талант

-2

С самых первых минут "Смотрителей" чувствуется приложенная рука М. Найта Шьямалана: мелкие пролёты, красивые планы (на этот раз - ирландских гор, бескрайних зелёных равнин и густых лесных чащ) и странное существо, утаскивающее за собой затерявшегося среди деревьев беднягу. Гнетущая таинственность пытается проноситься сквозь весь сюжет картины, но основные карты раскладываются на стол уже в середине повествования: история обходится лишь парочкой локаций и ограниченным числом персонажей, действуя на одних условностях и слабых роялях в кустах

-3

Как и в работах своего отца, Ишана пытается заставить зрителя вжаться в кресло при помощи резких скримеров, мрачного скрипучего саундтрека и холодной атмосферы. Лица тех самых "смотрителей" покруты густой дымкой, а таинственная пожилая женщина, являющаяся одной из прибившихся в доме путниц, скрывает некую ужасающую тайну, ставящую под сомнение современное человеческое мировоззрение. "Смотрители" стараются быть масштабным и обширным авторским фильмом, а сюжет уходит не в реалистичные, а фольклорные ноты: Ишана говорит аудитории, что открыта к фантасмагории и мистике, а не реализму или приземлённости. Это и является единичным отличием дочери Шьямалан от её отца

-4

Вся маленькая интрига "Смотрителей" построена лишь на одной ведущей линии: раскрытию образа тех самых смертоносных безликих существ, наблюдающих за движениями героев в кубообразном доме. Ишана Шьямалан противопоставляет земным тайнам прошлого (откуда и исходят данные монстры) маленькую арку главной героини, страдающей от кошмаров и галлюцинаций из своего детства. Остальные путники выступают скорее напутствующим второстепенным фоном, на которых и держатся основные сюжетные условности. Фактически, вся история картины построена на слабых чеховских ружьях, банальных случайностях и взаимном недопонимании между персонажами: для Ишаны "Смотрители" стали дебютом не только режиссёрским, но и сценарным. А с точки зрения прописи истории дочь Шьямалана справилась достаточно удручающе

-5

Ни о какой динамике или напряжённости тоже не может идти никакой речи: фильм так и не определяется со своей конечной фактурой, прикидываясь одновременно камерным триллером и открытым фолк-хоррором, с густыми локациями и длительными операторскими пролётами. "Смотрители" тяжело ощущают себя даже в рамках полуторачасового хронометража: все гнетущие тайны раскрываются с полуслова уже во втором акте. Лица существ перестают быть для зрителей тайной, а сценарная адекватность покидает рамки повествования: лента пытается взять сразу несколько наработок из работ М. Найта, концентрируясь и на гротескном абсурде происходящих событий, и на нотках магического реализма, уходящего в фольклорное фэнтези

-6

Но реализм оказывается отброшен в сторону уже в третьем акте: кульминация ленты настигает зрителя спешно, неловко и интимно. А ради поддержания баланса между фантасмагорией и приземлённостью Ишана спешно сочиняет парочку сюжетных поворотов, чтобы "Смотрители" уж совсем не казались зрителям маленькой и дешёвой работой: завязка перемещается из леса в город, а безумные по градусу наполнению твисты напрочь откидывают из истории любые намёки на сценарную адекватность. Эфемерные нотки саспенса улетучиваются, а на их место приходит концентрированный абсурд: впрочем, тенденция по карикатурности финальных твистов третьих актов дочь Шьямалана переняла у своего отца. Видимо, это у них семейное

-7

Впрочем, талант Ишаны, как режиссёра, можно разглядеть в "Смотрителях" невооружённым взглядом. Девушка играется с красивой передачей цвета, профессионально ставит мизансцены и старается создавать напряжение, пускай и из пустого места. Вся проблема её дебюта кроется в немногословном сценарии, который мог бы раскрыться с лучшей стороны в небольшой получасовой короткометражке. Увы, в лоне полноценного полуторачасового фолк-хоррора "Смотрители" ощущают себя неловко и слишком распутно: история картины построена на условностях, а условности порождают массу второстепенных недостатков, таких, как вычурные и лобовые диалоги, скомканное повествование и карикатурное совмещение мрачного реализма и карикатурной фантасмагории. А пытаясь быть триллером одновременно и для всех, и для ограниченного круга зрителей, "Смотрители" так и не определяются с конечной фактурой, из-за чего просмотр может напоминать дешёвый режиссёрский потуг юной девушки, пытающейся косплеить стиль своего отца. Хотя, будем честны, у старшего Шьямалана дела на кинематографическом фронте состоят ничуть не лучше

-8