Найти в Дзене
Бард-Дзен

Ждем выхода саундтрека "Песни о маргинальности"… Интервью канала Бард-Дзен злобному, но виртуальному критику

Я тут на днях получил весьма любопытный опыт. Самому-то мне доводилось вести беседы и брать интервью у кого-то много раз, но вот оказаться в роли интервьюируемого – это редкость. Тем более, если речь идет о большом и серьезном разговоре. Особенно пикантно, что интервью у меня брал не человек, а искусственный интеллект. Не скажу, что он на все 100 справился, где-то в первой же трети разговора он «забыл» о ролевой краске и перешел на серьезный тон, хотя задание у него было брать у меня интервью от лица критика, ненавидящего авторскую песню, этакого ехидного бардофоба. Но, может быть, это и к лучшему. По сути, он проявил себя довольно внимательным и заинтересованным журналистом, и мне удалось сказать о важном, не особенно отвлекаясь на необходимость отшучиваться. Да! Говорили мы голосом, так что по итогу все равно пришлось немного редактировать этот разговор для печати. Причем, особенно свои ответы. Ну и, чтобы это все было не только умно и футуристично, но еще и соответствовало форматам

Я тут на днях получил весьма любопытный опыт. Самому-то мне доводилось вести беседы и брать интервью у кого-то много раз, но вот оказаться в роли интервьюируемого – это редкость. Тем более, если речь идет о большом и серьезном разговоре. Особенно пикантно, что интервью у меня брал не человек, а искусственный интеллект. Не скажу, что он на все 100 справился, где-то в первой же трети разговора он «забыл» о ролевой краске и перешел на серьезный тон, хотя задание у него было брать у меня интервью от лица критика, ненавидящего авторскую песню, этакого ехидного бардофоба. Но, может быть, это и к лучшему. По сути, он проявил себя довольно внимательным и заинтересованным журналистом, и мне удалось сказать о важном, не особенно отвлекаясь на необходимость отшучиваться.

Да! Говорили мы голосом, так что по итогу все равно пришлось немного редактировать этот разговор для печати. Причем, особенно свои ответы. Ну и, чтобы это все было не только умно и футуристично, но еще и соответствовало форматам Бард-Дзен, пришлось уже задним числом в этот разговор подбирать песни.

Это, конечно, выглядело иначе, но так тоже прикольно
Это, конечно, выглядело иначе, но так тоже прикольно

А сама история возникновения такого интервью началась как раз с критика-бардофоба. Я попросил ИИ написать маленькую злобную заметку по повода давнишнего своего текста «Глас народа». И вот, что из этого вышло:

«Новый манифест о 'маргинализированной авторской песне' – это что, следующий хит сезона на музыкальном Оскаре? Авторы, берегитесь! Скоро нас засыпят песнями о 'тяжелой доле бардов' и 'печальном судьбе авторской песни'. Похоже, шоу-бизнес готовится к новой 'маргинальной' волне, и даже критики не устояли перед этим 'трогательным' манифестом. Ждем выхода саундтрека 'Песни о маргинальности' на всех стриминговых платформах!»

А потом этот же критик пригласил меня на эфир на радио или запись подкаста, чтобы окончательно «размазать», но что-то пошло не так. Обычное интро программы я опускаю, хотя у нас в разговоре это было. Но это - формальности. Интереснее сам разговор.

Критик - Что за прикол с этим вашим каналом "Бард-Дзен"? Неужели вы думаете, что авторская песня может быть чем-то значимым в современном мире? Не кажется ли вам, что ваши проекты по продвижению авторской песни - это просто пустая трата времени и ресурсов?

Бард-Дзен - Слушайте, когда вы видите канал про разведение кактусов на подоконнике, вы же не называете сходу это приколом. Блогосфера на то и блогосфера, чтобы там все было уместно. Кстати, ладно кактусы, вы посмотрите сколько там ваших любимых котиков. Смысла нет, одни эмоции, а сколько вокруг танцев вприсядку! Даже вы, наверное, должны согласиться, что авторская песня немного поглубже и осмысленнее кактусов и котиков. Что до значимости в современном мире - тут стоило бы уточнить, чем эту самую значимость нужно измерять. Каким прибором. Количественно любителей авторской песни много. Банальность скажу, но ни у одного другого творческого направления нет и не было никогда фестиваля с почти уже 50-летней историей, собирающего каждый раз две-три сотни тысяч участников. Там, конечно, редко бывают серьезные СМИ. Вы вот, например, ни разу не бывали. Но ведь и все, что там происходит делается не для СМИ, а друг для друга. Если мерять трендами, о которых вы слышали, и которые успеваете отслеживать, то, наверное, вы правы. По-своему. Могу только сказать, что мы тоже не очень знаем, понимаем и смотрим на то, что делаете вы. А еще вот такой странноватый аргумент в пользу значимости - ни разу не слышал, чтобы в школах или ВУЗах изучали попсу или писали бы по ней курсовые работы. Авторскую песню преподают. Правда весьма убого и только в части истории. Но вот курсовые по АП мне доводилось рецензировать не раз и не два.

Критик - Ну что же, признаю, ваш аргумент о фестивалях авторской песни действительно заслуживает внимания. Однако, не будете же вы спорить, что современная аудитория, особенно молодежь, склонна к более легким и развлекательным жанрам музыки, а авторская песня может показаться им тяжеловатой и непонятной? Как вы собираетесь преодолеть этот барьер в продвижении авторской песни?

Бард-Дзен - Прямо низкий поклон вам за вот это "склонна к легким и развлекательным". Буквально же с языка сняли. В этой логике фильмы Тарковского, видимо, нужно индексировать 50+, в оперу по пенсионным пускать, а филармонию, похоже и вовсе стоит закрыть. Но, если серьезно, самый противный стереотип относительно нашей песни другой. И стереотип этот почти не изживаемый. Кто бы со стороны не взялся рассуждать по поводу бардов, все оценивают их по профессиональным критериям. А авторская песня имеет любительскую природу. И существует она на 90% в любительских формах. Там есть, конечно, полтора десятка людей, которые работают исполнителями авторской песни, но, учитывая более миллиона участников этого культурного движения, сами можете посчитать, какой там процент профи. Вот вы же профессиональный критик, и можете мне, не задумываясь, сходу сказать, в чем предмет работы эстрадного певца - доставить удовольствие! Ну, просто повторяя вашу формулу про молодежь, развлечь, даже отвлечь от забот каких-то, дать возможность потанцевать, подвигаться и т.д. У нашего исполнителя задача кардинально другая, он, научно говоря, выстраивает коммуникацию со зрителем по поводу песни. Они разговаривают так. Именно поэтому, кстати, чаще всего два раза одинаково люди одну и ту же песню в концертах не поют. А преодолевать?.. Кстати, преодолевать-то приходится то, что делаете вы, то есть что системно делает шоу-бизнес и нынешнее образование. Так вот, людей, желающих про что-то важное подумать не мало. И не все они пока барды, так что потенциально людские ресурсы у нас есть. Миллионов на 10-15 я бы без какого-то оптимизма идиотского вполне мог бы рассчитывать.

Критик - Очень интересно, что вы упомянули о преподавании авторской песни в образовательных учреждениях. Но не считаете ли вы, что изучение авторской песни в школе скорее является сохранением традиций, чем показателем ее актуальности и значимости в современном мире? Как вам видится будущее преподавания авторской песни и ее влияние на молодое поколение?

Бард-Дзен - Тут ведь штука такая, и преподавание литературы - традиция, но вы вот согласитесь, чтобы ваша дочка без литературы бы обошлась? Вам же хочется, чтобы она не только красавицей, но еще и умницей выросла. Авторская песня, как и литература, думать учит самостоятельно. Это, конечно, менее приятно, чем танцевать под попсу, но сами-то вы тоже не под попсу учились думать. Это же профессия ваша - думать, рассуждать, выдавать суждения. Небось, факультативно-то и Окуджаву послушали и Высоцкого, когда учились. Чем эти ребята хуже?

КритикПожалуй, соглашусь. Образование играет важную роль в формировании и культурного вкуса, и мышления. И кстати, очень интересно, что вы упомянули литературу как аналогию авторской песне. Как вы считаете, какие преимущества и ценности может приносить изучение авторской песни в образовательных учреждениях и какие навыки и качества она может развивать у учащихся?

Бард-Дзен - Честно говоря, я вообще скептически отношусь к преподаванию АП в школе. Это все же дело внешкольных образовательных учреждений. В школе короткой истории этой песни достаточно. Учебник только неграмотный рекомендован, ну да это - мелочь. А если по большому счету, важно даже не изучать что-то вроде авторской песни или ее истории, для молодых ребят важнО собственное творчество. И не для того, чтобы стать звездой, а чтобы просто стать взрослым сложившимся человеком. Есть психологи с мировыми именами, которые считают, что процесс взросления сводится к загрузке в эмоциональную память различных переживаний. И не обязательно и исключительно приятных, куда больше требуется как раз жутких, вроде насилия и убийства. Так вырабатывается личное отношение к этому всему. Так вот, творчество - единственный не криминальный способ подобный жизненный опыт получить. Есть еще одна важная штука: еще в 19 веке в России был реализован разовый проект организации чтецких кружков в школах. Там отслеживали динамику изменения успеваемости у участников кружков. Оказалось, что успеваемость реально улучшилась, но неожиданно не в гуманитарных, а в естественно-научных дисциплинах. Творчество развивает не только образное, но и системное мышление. Собственно, это и есть самое главное в любительском творчестве вообще, и в АП в частности.

Критик - Чтецкие кружки 19 века – это впечатляет. А сейчас можно ли в школах или ВУЗах воссоздать подобные формы работы с творчеством, с авторской песней, с поэзией?

Бард-Дзен - Так это все есть. Детские клубы по всей стране есть, фестивали детско-молодежные проводятся. Гала-концерты фестиваля Зеленая карета, в которой мы работаем в своем регионе, выставляет по итогу трансляции концертов в течении полутора-двух недель по четыре-пять часов в день. Другое дело, что сама подача в основном отдает нафталином. Смотреть невозможно даже мне, устаю. Поэтому мы уже третий год записываем своих участников почти профессионально, многокамерная съемка, хороший звук, свет. Но у нас университет, студенческий дворец, поэтому есть для этого ресурсы. Большинство и хотели бы, да не могут. Ну и умения правильно сценировать и режиссировать готовые концерты у большинства тоже нет. Поэтому я бы рассматривал тут задачи, скорее связанные с допподготовкой педагогов и руководителей клубов. Учить петь и играть умеют почти все, правильно и интересно делать решения песен, что невероятно важно для юных исполнителей, именно в этом же их творчество, так вот, это здорово умеют примерно треть, а вот правильно показывать не своей, а любой рандомной публике своих детей умеют единицы. Вот если это победим, то те самые недостающие нам 10-15 миллионов новых участников соберем.

Критик Мне-то кажется, эти ваши миллионы мниловщиной отдают, хотя тема-то интересная. Может скажете тогда, какие конкретные шаги и программы могут быть разработаны для подготовки педагогов и руководителей клубов? Это же и правда очень важно - обратить внимание на профессиональное обучение и развитие педагогов в тех областях, в которых они не специалисты, а это сегодня востребовано.

Бард-Дзен - Это все такие сложные темы, что тут нам ни времени эфира, ни пространства для букв не хватит. Сейчас уже зарегистрировано всероссийское детско-молодежное общественное движение авторской песни МНОГОГОЛОСЬЕ. Думаю, вот там и будем потихоньку со всем с этим разбираться. Это - вопросы для спецов, а у нас же вроде просто интервью. И сдается мне, что о самом важном и интересном мы уже поговорили. Вы - критик и профи, вам, виднее, конечно, но я бы на тех самых 10-15 миллионах и закончил бы.

КритикПожалуй. Скажу честно, заинтересовать-то вы меня заинтересовали, где-то даже и удивили, но песню вашу я после этого разговора едва ли полюблю.

Бард-Дзен – А я же не настаиваю. У меня есть приятель, он говорит, извини, брат, но я без барабанов музыку просто не слышу. Это не мешает ему быть хорошим человеком, и мы давно дружим, хотя на концерты разные предпочитаем ходить. Но у него своя есть ниша для творчества, он в ней развивается. Вообще, я бы на авторской песне не зацикливался. Если человек творит по-настоящему, а не занимается красивой имитацией чужого творчества, то этого достаточно. И не важно, поет он, танцует, картины пишет или на инструментах каких-то музыку играет, если он создает в этом деле свои собственные неповторимые образы, значит за него можно не переживать, он не деградирует. А авторскую песню можно, конечно, не любить, но она заслуживает уважения именно потому, что в ней все это есть, и это все там очень демократично и доступно для всех. И, кстати, люди, которые честно занимаются творчеством, довольно легко понимают своих коллег из других направлений, да и барды в большинстве – не фанаты же, не однолюбы. Тайну открою – мы тоже недолюбливаем тех бардов, которые кроме АП ничего знать не хотят. Ну да у таких, обычно, и песен-то приличных по пальцам перечесть, а чаще и вовсе нет.

Критик Спасибо. Я ожидал другого, но рад, что ошибся. За свою разгромную миниатюру не извиняюсь, не она бы, так и не поговорили бы по-человечески. Всего доброго, думаю, это – не последний наш разговор.

Бард-Дзен – Да я здесь и всегда готов!

Барды
3041 интересуется