Найти тему
Бард-Дзен

Глас народа

Сергей Назаров
Сергей Назаров

Объяснить, зачем сейчас просто необходимо писать статьи, писать критику, писать публицистику, зачем время и здоровье тратить на поиск тех немногих, кто готов это все читать и понимать трудно. Но трудностей мы не боимся, и я попробую все же.

Вообще-то, необходимость активизировать исследовательскую и информационную движуху вокруг авторской песни провозгласил Владимир Береснев. И ему видней. Он, кроме того, что бард, еще и известный галерист и организатор выставок современного искусства, лауреат кучи всяческих гос и не гос премий в этом деле.

Владимир Береснев
Владимир Береснев

А это, в том числе, означает, что ему уже не раз и не два приходилось сталкиваться с тем, как ухитряются вылезти из полной маргинальности представители самых разных направлений нынешнего искусства.

Яркий пример – московские концептуалисты. Была такая абсолютно маргинальная творческая группировка, не признаваемая в свое время никем. И начали эти ребята играть в забавную игру – проанализируй творчество товарища. Сначала в шутку, потом увлеклись, а потом к их внутренним играм неожиданно присоединились профессиональные критики. Сначала как оппоненты, а затем и как эксперты уже. В результате узкое явление перестало быть и узким, и маргинальным, и даже возникла собственная школа у них.

Мне могут возразить, авторская песня – явление не маргинальное, и нечего тут! Я субъективно соглашусь – у меня-то внутри тоже нет ощущения, что я маргинал. И то, что я люблю – это тоже что-то не маргинальное. А объективно я вижу странную штуку: в середине 90-х авторская песня оказалась вообще в культурных лидерах. По сути, АП оказалась единственным любительским (или общественным, если хотите) культурным явлением, не просто не растерявшим свои позиции с развалом СССР, но и укрепившим эти позиции в разы. Именно тогда фестивали АП на русском языке стали проводиться практически по всему миру.

В Праге не только регулярные фестивали, там еще и активный клуб авторской песни
В Праге не только регулярные фестивали, там еще и активный клуб авторской песни

А уже в начале 2000-х разные дельцы от искусств под девизом «пипл хавает» активно упали на аудиторию АП и потащили ее каждый в свою сторону. При этом делалось это очень даже технично. Например, жлобское искусство «русский шансон» вложило запредельные суммы из контролируемых общаков в то, чтобы представителей блатняка стали называть бардами. А некоторых даже поэтами!!! Контролируя мощные медиаресурсы, бывшие воры и бандиты стали изо всех сил опекать настоящих бардов и затаскивать их на свои эфиры. В результате нынешняя публика в массе не различает, где заканчивается Окуджава и начинается Шуфутинский, а это – уже явные признаки маргинальности.

Говорят, что авторская песня - это сейчас вот так
Говорят, что авторская песня - это сейчас вот так

По сути, в борьбе за рынок, созданный нами, попсовики и шансонщики старательно размыли критерии эстетического вкуса и сами критерии «нашести» в искусстве.

А в отношение культуры с нами поступили еще жестче: в масскульте были запущены пародийные стереотипы бардов и бардовской песни. Некоторые из этих пародий были сделаны чрезвычайно талантливо к тому же. То есть, нашим эстетическим оппонентам оказалось мало просто забрать деньги у исконно нашей аудитории, им необходимо вообще уничтожить АП, как культурное явление. И сейчас этап массовой дискредитации АП уже можно считать в основном законченным. И тут уж словечко маргинальность, с которого я начал, может показаться даже излишне мягким.

Разговаривая в разных местах на эти темы, я не раз слышал – дескать, ну сюда-то ты конспирологию не суй! Можно подумать! Блин! Конспирология – это когда какие-то неизвестные международные силы по непонятным нам планам что-то там такое рулят, от чего всем плохо. Мистика, короче.

мировой заговор
мировой заговор

Здесь же никакой мистики. Просто владельцы медиа и шоубизнеса, которые вообще-то во многом одни и те же люди, не хотят иметь дело с искусством, которое почему-то выставляет какие-то необъяснимые с точки зрения продюсера требования своему зрителю. Сами понимаете, такая аудитория не управляется по обычным схемам. Этой аудитории трудно что-то впарить. У нее трудно отнять деньги – вот и все. Никакой конспирологии. Просто бизнес. И в этом бизнесе бардовская концепция любительского некоммерческого творчества вообще не имеет права существовать. Тем более бардовское отрицание потребительства в искусстве и обязательное зрительское активное соучастие в творчестве.

Главная сцена Грушинского фестиваля
Главная сцена Грушинского фестиваля

Поэтому, друзья, солидный объем публицистики – это единственное, что мы можем сейчас противопоставить нашим врагам. Единственное, что может процесс окончательной маргинализации приостановить. Единственное, у чего есть шанс перестать разбрасывать камни, и начать их собирать.

Ну а что еще? Оппонировать шоубизу в коммерческом смысле - это и бесполезно, да и концептуально чуждо самой эстетике АП. Как-то специально биться за место под солнцем в масс-медиа вообще смешно. Остается то, "на чем стоит и стоять будет" авторская песня - настоящее художественное русское слово.

А про публицистику - это субъективно, это я настаиваю. Конечно, здорово было бы сразу выйти на крутую критику, на аналитические и исследовательские работы, блин, на диссертации по культурологии в области АП! Но, друзья, не получится. Даже если мы и найдем в своей среде десяток ученых мужей, кто их читать будет? Нет, нас маргиналят в массмедиа, обращаясь ко всем и каждому, и читать нас тоже должно в массмедиа. Даже если эти массмедиа – просто соцсети. Нас должно читать в наших форматах – с нашими песнями и нашими, а не чужими словами. Нас должно читать, понимая, что те, кто занят нашим уничтожением ничего не понимает в нашей культуре и в нашем искусстве. Нас должно читать, признавая право любительства на жизнь, право петь не за деньги, и право, что особенно важно, говорить от имени народа. Между прочим, именно так. А кто еще может-то?

У Гриши Данского есть гениальная строчка: «не пророк я, но мне иногда удаются пророчества». Точней и не скажешь. Точней уже – Глас народа. И то, только для тех, кто умеет его слышать. А ведь похоже, мы-то и есть именно те, кто умеет. Может, последние из тех, кто умеет.

Понимаю, перебор, полемический максимализм. На самом деле, много кто умеет. Некоммерческие поэты. Самодеятельные артисты. Непопсовые художники. Но нужно понимать, что все те, кто умеет – наши настоящие братья и сестры. Это именно те, кто может услышать или сказать не по заказу. А не по заказу – это не профессионалы на работе, это я вам точно скажу. Однако и одиночки - любители самовыражаться в любых формах по любому поводу – тоже не наши. От них откровений или пророчеств вы не услышите. Разве что – чудо. Любитель по образу мысли, по тяге к свободе, и профессионал по навыкам, умениям и технике – вот кто такой настоящий бард. И вот, кто должен здесь писать рядом с немногочисленными нами. А другой не умеет слышать, не умеет думать, не умеет отдавать, а не брать. То есть, опять же – не бард.

Ну и последнее. Здесь не для звезд место. Здесь мы говорим об авторах регионального значения, людях, меняющих жизнь там, где они живут. Могут, конечно, заскочить и звезды, но только с человеческими мыслями и человеческими размышлениями о том, что нас волнует всех. Т.е. опять же – в качестве Гласа народа, а не в качестве развлекающего гастролера, желающего собрать побольше народу на рядовой концерт.

Сергей Назаров, 12 марта 2020 г.

P.S.

А вот здесь вы можете почитать большое количество статей о персонажах авторской песни, послушать аудио, посмотреть видео в гораздо больших количествах, чем здесь, да и вообще напрямую поговорить с большинством из наших героев.

Ну и последнее. "Нас очень мало" - это не художественный образ, не метафора. это медицинский факт. Здесь очень много любителей попсы, т.е. тех, кто вместо думать самому желает, чтобы ему кто-то сделал красиво. А тех кто умеет читать и понимать, слушать и слышать - нас реально мало. Поэтому, друзья, поддерживать друг друга - это надо. И сделать это можно любыми силами и средствами, предлагаемыми Яндексом: лайки, комменты, подписки или репосты - все это, как ни странно, делает любое наше слово более значимым. так что, не стесняйтесь.