Это у детей 1980-х и 1990-х был Григорий Остер, а у их родителей и старших братьев-сестер был ОН. Юрий Сотник. 11 июня 2024 года исполнится 110 лет со дня его рождения.
Писатель Юрий Сотник прожил долгую жизнь, и успел натворить много чего интересного. Один из его самых знаменитых рассказов, «Архимед» Вовки Грушина», появился на свет аж в 1939 году. «Архимед» – это не какой-то там древнегреческий ученый, а подводная лодка, которую пытался соорудить маленький мальчик. Понятное дело, что ничего у маленького мальчика, как всегда, не вышло: Вовке хотелось побыстрее закончить свою подводную блестяшку, не заморачиваясь со всякой ерундой вроде расчетов. Но главный герой Сотника – обычно именно такой ребенок-деятель, который сначала делает, а потом думает. В этом, впрочем, и суть детства: сначала делаешь глупости, а потом учишься на своих ошибках. А если ребенок вместо этого начинает серьезно рассуждать, строя из себя взрослого, – это уже подозрительно.
Так, в рассказе «Невиданная птица»: мальчик Вася, приняв модель планера за кондора, сразу же палит по нему из дробовика, а его друг, «слишком взрослый» Дима, смеется над ним. Но в итоге благодарность от создателей модели получает именно Вася. Почему так? Стоит прочитать, для наших реалий, увы, актуально.
Иногда, правда, активная натура героев Сотника приводит к неблаговидным поступкам. В «Ищу Троекурова» главный герой решил ратовать за справедливость, стать новым Дубровским, но вся его борьба свелась к тому, что он отнял у несчастного мальчика барабан, о чем потом и пожалел. Но зато рано пробудившаяся совесть вряд ли даст ему в будущем совершать подлости.
А в рассказе «Райкины пленники» девочка становится уже почти настоящим борцом за справедливость: заставляет «зазвездившегося» брата сделать работу по дому, хоть ей и пришлось пойти на крайние меры. Правда, заглавие еще одного рассказа — «Как я был самостоятельным» (из цикла об Алеше Тучкове, Аглае и всех-всех-всех) — сразу намекает, что эта самостоятельность обернется катастрофой.
Родители, учителя, соседи в произведениях Сотника часто выглядят нелепо, например, тетя Соня и ее педагогические методы в рассказе «На тебя вся надежда…» (тот же авантюрный цикл о ребятах с одного двора). Это история о том, что на нормального, живого мальчика все эти строгие режимы и расписания, да еще и проводимые бездарно «для галочки», эффекта не окажут, только вызовут протест, попутно притушив интерес к любимым занятиям.
Произведения Сотника не утратили актуальности: описанные психологические проблемы вечны. И для детей, и для взрослых. Та же тема абьюза и «бьет, значит любит» в рассказе «Феодал Димка». Писал Сотник и об обычных хулиганах и драках («Касторка», «Кинохроника») — конечно, настолько, насколько позволяла советская цензура.
Особняком — повесть «Ясновидящая, или Эта ужасная „улица“» (1983), где «ребята с нашего двора» показаны почти без прикрас. Странно, что ее вообще тогда выпустили, наверное, не глядя: все-таки Сотник плохому не научит. Он и не научил (хотя в том же году вышла, например, книга Александра Ампелонова «Переходный возраст», где описывались вещи и покруче, но о ней как-нибудь в другой раз).
Перечитать «Ясновидящую» стоит даже сейчас, это прекрасная история о том, к чему приводят конформизм и пропаганда, пусть даже в «песочнице». Правда, даже в этом произведении закаленный советской системой писатель остается оптимистом: мол, не всё так плохо, как мы привыкли думать. В любом случае это качественная литература как для школьников, так и для взрослых, интересующихся детской психологией. И безо всяких пометок «16+» и прочего.
А об «Эликсире Купрума Эса» хотелось бы сказать отдельно...
«Эликсир Купрума Эса» — почти фантастика на все времена
Купрум Эс, или Куприян Семенович, решил, что пришло время для великих дел. А кому же еще? Он же добрейший учитель и великолепный химик! Вот только его благие намерения привели, как всегда, в… Впрочем, это даже к лучшему, особенно для читателей.
Книга веселая и энергичная, и, как почти всегда у Сотника, без стандартного разделения на «добро» и «зло», как и в жизни. Каждый из персонажей уникален, и в этом есть определенная эстетика. Зоя Ладошина, Нюся Касаткина, Веня и Родя – калейдоскоп различных характеров, но каждый со своей особенной чертой. Герои живые и яркие, а атмосферу советской школы никакими словами не передать.
Да, книжка советская, но и сегодняшний школьник ее поймет. Хотя ему будет немного грустно читать о том, что когда-то дополнительные занятия были бесплатными, а к ребятам регулярно приезжали ученые, чтобы познакомить с азами своей профессии.
Повесть, если говорить в общем, об ответственности. Возможно, именно поэтому многие до сих пор хранят любовь к советской школьной литературе – она всегда что-то пытается донести и чему-то исподволь научить. Без пафоса и квасного патриотизма. И ведь получалось! Может, получится и сейчас? Нет ничего веселого в большой силе, и нет ничего ужаснее человека, который пытается с ее помощью творить добро. И да, за любой поступок нужно отвечать.
А в вашем детстве были книги Юрия Сотника? Будем рады, если вы поделитесь своими воспоминаниями и впечатлениями.
Еще немного литературы:
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!