Найти тему
Top Secret History

Сбежали из немецкого плена на самолетах, но вместо заслуженной награды получили по 10 лет

Оглавление
М.П. Девятаев (1917-2002)
М.П. Девятаев (1917-2002)

Все мы в школе слышали про невероятный подвиг группы Михаила Девятаева, которой, будучи в немецком плену, удалось угнать бомбардировщик Heinkel и перелететь за линию фронта. Можно сказать, бойцам повезло - после фильтрационного лагеря и многочисленных допросов они были уволены в запас, а Девятаев получил звезду Героя СССР, хоть и в 1957 году. История знает немало примеров, когда в подобных случаях беглецов ждала не награда, а трибунал и большие сроки заключения. Так было в случае с летчиками Москальцом, Чкуасели и Карапетяном, которые умудрились угнать сразу три самолета и бежать из плена.

Три друга

Владимир Москалец оказался на фронте с самых первых дней. Сначала управлял бомбардировщиком СБ-2М, но в 1943 сменил машину и пересел на Пе-2. Во время боевого задания в районе немецкого аэродрома Алакуртти был сбит зениткой, очнулся уже в плену в госпитале. В последствии был переведен в лагерь Ангербург. Там он и встретился с Арамом Карапетяном и Пантелеймоном Чкуасели, у которых были схожие судьбы. Правда они летали на штурмовиках Ил-2. Летчики решили держаться вместе и вскоре поняли, как будут отсюда выбираться. Осталось только ждать.

В начале 1944 года в немецкой армии наблюдался большой дефицит летчиков, было принято решение набрать эскадрилью из советских пленных. То что для Вермахта было лишь необходимостью чтобы отсрочить неизбежное поражение, для нашей троицы казалось единственным шансом для побега. Все трое сделали вид, что "поддались вербовке" офицера РОА Виктора Мальцева и выразили согласие на сотрудничество.

Летчиков перевезли в Двинск (Латвия), где и началось обучение. Летали на учебно-тренировочных самолетах-кукурузниках, более серьезные машины им не доверяли. Чтобы предотвратить побеги, топлива немцы заливали очень мало. Однако этого могло хватить, чтобы перелететь в партизанские районы. Летчики даже нашли связную одного из отрядов и стали обсуждать детали перелета. Но в дело вмешался случай - эскадрилью передислоцировали в г.Лида в 233 км. от Двинска.

Arado Ar-66C - на таких летали советские военнопленные
Arado Ar-66C - на таких летали советские военнопленные

Здесь Москалец, Чкуасели и Карапетян выполняли роль разведчиков - прочесывали леса и выявляли базы партизан. Разумеется, бомбить они своих не собирались, просто делали вид. Медлить было нельзя, поэтому Карапетян пошел ва-банк. Он уговорил земляка по фамилии Тополян, чтобы тот показал ему на карте, где находятся партизаны. Летчики хотели специально огибать эти места. Тополян через пару дней рассказал партизанам о единомышленниках в немецком плену. Те через Тополяна передали троице свою просьбу - сообщать о днях налетов, однако по поводу возможности перелета пока молчали.

Прошла неделя, но партизаны так и не дали согласия на перелет. Троице поручили новое боевое задание и пришлось вылететь с боеприпасами чтобы уничтожить лагерь партизан. Однако летчики схитрили - сбрасывали запас в болоте неподалеку. А партизаны тем временем уже успели занять другое, более безопасное место.

Согласие получено

Когда партизаны наконец-то выразили готовность принять своих, ситуация осложнилась. Аэродром эскадрильи начал охраняться более усиленно, поскольку недавно принял до 30 бомбардировщиков и штурмовиков. Тем не менее решили не ждать - другой возможности могло и не быть. Дату побега назначили на 2 июля.

Белорусские партизаны
Белорусские партизаны

Взлетать по взлетной полосе было слишком опасно - можно попросту не успеть. А вот вдоль полосы - вполне. Тем более, квалификация летчиков это им позволяла. Летчики сели в свои кукурузники, при этом в каждый из самолетов смогли сесть еще по одному человеку. Кое-как взлетели и начали путать следы. Сначала летели на запад. Потом на юг. И только потом на восток, в Белоруссию, где их ждали партизаны. Сажали самолеты буквально на опушке леса, при этом два самолета сильно повредились при посадке. Но все шестеро беглецов выжили.

После перелета вся группа продолжала бороться с захватчиками уже в составе партизанского отряда. Когда Красная Армия освободила страну, то к беглецам возникли вопросы со стороны НКВД. Их доставили в Москву и допросили с пристрастием. Летчики утверждали, что сотрудничали с немцами только для того, чтобы перелететь к своим, и что партизан они не бомбили. У следствия была другая версия и в марте 1945 года все трое были приговорены к 10 годам заключения.

Герои публикации в 1960-х годах
Герои публикации в 1960-х годах

Меньше всех отсидел Карапетян - 7,5 лет. После тюрьмы летчики не могли найти нормальную работу - их считали предателями. Лишь в 1959 году коллегия Верховного суда СССР реабилитировала бойцов. Но в авиацию они не вернулись, поскольку лучшие годы своей жизни и здоровье они оставили в местах заключения.

Кстати, в одной из прошлых публикаций мы писали про то, как в СССР скрывали гибель 26 детей в пионерском лагере и почему наказание понесли невиновные.