Найти в Дзене
Top Secret History

1989 год. Советский МиГ-23 без пилота пролетел почти половину Европы

В прошлых публикациях мы писали про удивительные случаи в истории авиации. Например, как из-за кусочка скотча разбился целый авиалайнер или как СССР в мирное время умудрился потерять целых 13 истребителей буквально за несколько минут (ссылки в конце статьи). Сегодня мы расскажем как наш боевой истребитель МиГ-23 пролетел без пилота более 900 км. Эта история могла бы стать бородатым анекдотом, если бы не человеческие жертвы и крупный материальный ущерб. Полковник Николай Скуридин являлся опытным летчиком, возглавлял политотдел советской авиадивизии, которая дислоцировалась на польском аэродроме Колобжег-Багич. За плечами он имел огромный опыт - налет более 1700 часов, причем почти половина из них - на уникальном истребителе МиГ-23. 04.07.1989 г. полковник вышел из очередного отпуска, который провел у себя на Родине. Как обычно приехал на аэродром из служебного общежития, подготовился к полетам. Сегодня их было запланировано два: Полет на учебно-боевом самолете практикуется, чтобы восста
Оглавление

В прошлых публикациях мы писали про удивительные случаи в истории авиации. Например, как из-за кусочка скотча разбился целый авиалайнер или как СССР в мирное время умудрился потерять целых 13 истребителей буквально за несколько минут (ссылки в конце статьи). Сегодня мы расскажем как наш боевой истребитель МиГ-23 пролетел без пилота более 900 км. Эта история могла бы стать бородатым анекдотом, если бы не человеческие жертвы и крупный материальный ущерб.

Роковой день

Полковник Николай Скуридин являлся опытным летчиком, возглавлял политотдел советской авиадивизии, которая дислоцировалась на польском аэродроме Колобжег-Багич. За плечами он имел огромный опыт - налет более 1700 часов, причем почти половина из них - на уникальном истребителе МиГ-23.

04.07.1989 г. полковник вышел из очередного отпуска, который провел у себя на Родине. Как обычно приехал на аэродром из служебного общежития, подготовился к полетам. Сегодня их было запланировано два:

  1. На учебно-боевом самолете,
  2. На боевом самолете без боеприпасов.

Полет на учебно-боевом самолете практикуется, чтобы восстановить навыки, подзабытые за время краткосрочного отпуска. Войти так сказать, "в колею". С этим заданием Скуридин справился успешно, все таки опыт не пропьешь.

Далее практически сразу же пересел на свой МиГ-23М. Взлетел, начал набирать высоту. Но не прошло и минуты, как неожиданно раздался хлопок в одном из воздухозаборников, снизилась тяга и самолет медленно, но верно начал терять высоту. Пилоту показалось, что двигатель вышел из строя и он запросил разрешение на катапультирование у руководителя полетов. Через несколько секунд после катапультирования Скуридин, спускающийся на парашютном кресле, опешил от увиденного... Его боевая машина перестала снижаться, автоматика выровняла курс и самолет как ни в чем не бывало начал набор высоты и полетел на Запад, без него! Тут пилот догадался - хлопок был ничем иным, как самопроизвольным отключением форсажа! Кстати, при приземлении он серьезно травмировал руку.

-2

На самолете была включена система распознавания "свой-чужой", что позволило беспрепятственно пролететь над Польшей и ГДР. При приближении к границе с ФРГ самолет стал отображаться на радарах коллег из НАТО. Они зафиксировали, что самолет двигался со скоростью 750 км/час на высоте более 12 километров. На перехват из Нидерландов вылетели два американских истребителя F-15. Через 15 минут они уже сопровождали нарушителя воздушного пространства, но летчики не могли поверить своим глазам... Кабина советского самолета была абсолютно пустой!

Диспетчер на земле думал, что его разыгрывают - как такое может быть? Или СССР как-то дистанционно управлял машиной? Как бы там ни было, решили сбивать только в крайнем случае, ведь самолет пролетал над населенными пунктами и на такой высоте сложно было спрогнозировать место падения.

В СССР и представить не могли, что боевой МиГ-23 пролетел территорию двух стран, нарушил воздушное пространство ФРГ, Нидерландов и Бельгии. Командованию ВВС вообще доложили что самолет упал в море, не причинив какого-либо ущерба.

Место происшествия

Американцы решили что крайняя точка, где они будут сбивать самолет - над французским городом Лилль, который находился в 263 км от Парижа. Но делать этого не пришлось. Самолет, выработав все топливо, рухнул на деревню Беллегем в Бельгии. Не обошлось без жертв - погиб 19-ти летний фермер.

-3

Нидерланды и Бельгия предъявили претензии СССР. В тот момент в отношениях между НАТО и странами Варшавского договора наблюдалось потепление, поэтому историю быстро замяли. Полковник принес свои извинения семье бельгийца, а СССР выплатил компенсацию около 700 тыс долларов. Причину отказа двигателя установить не смогли. Что примечательно, перед трагедией данный МиГ в течение года находился в ремонтом цеху пять раз.

Кстати, в одной из прошлых публикаций мы писали про то, как в СССР скрывали гибель 26 детей в пионерском лагере и почему наказание понесли невиновные.