Несмотря на участие Фредди Крюгера, саундтрек от System Of A Down и сценарий авторства Ди Снайдера, "Странная страна" провалилась в прокате. Почему?
К 1995 году Ди Снайдер был на мели. Twisted Sister, группа, которая принесла ему славу и деньги, распалась. Его следующий проект, Widowmaker, просуществовал всего три года, потому что никому не был нужен. Так что икона глэм-метала, некогда властвовавшая на MTV, вдруг начала захаживать в секонд-хенды и ездить на велосипеде на низкооплачиваемую работу, чтобы свести концы с концами.
Любые деньги были хороши. В середине 90-х Ди брался за все подряд: от написания музыки к забытому детскому хоррор-сериалу "Ужасные громоящеры" до рождественской песни для Селин Дион (да, это правда!). Все это время у него в голове зрела идея фильма, который, как он полагал, станет его кинематографическим шедевром: "Странная страна".
"Странная страна", написанная, спродюсированная и сыгранная самим заклятым врагом Типпер Гор, вышла в 1998 году и могла бы стать самым металлическим фильмом ужасов своего десятилетия. Саундтрек был укомплектован мегазвездами того времени: Pantera, Soulfly, System Of A Down, Megadeth, Sevendust, Coal Chamber и Anthrax. Кид Рок записал для него трек с самим Эминемом!
Twisted Sister даже воссоединились после десятилетнего перерыва, чтобы записать песню Heroes Are Hard To Find, которая звучит во время финальных титров. В фильме снялся Роберт Инглунд, человек, скрывающийся под маской Фредди Крюгера, а главную женскую роль исполнила будущая звезда "Мстителей", "Скуби-Ду" и "Безумцев" Линда Карделлини. Так почему же о нем никто не говорит?
К сожалению, "Странная страна" – это полная фигня. Фильм снял Джон Пиплов (единственная заметная работа которого – трэш-боевик 1996 года "Женщины-юрского периода"). Снайдер играет Капитана Хоуди – наполовину татуированного, наполовину проколотого убийцу, одержимого ритуальным садомазохизмом. После похищения дочери детектива маньяка сажают за решетку, и он, кажется, встает на путь исправления. Но разъяренные горожане решают устроить самосуд после его освобождения.
Справедливости ради стоит сказать, что саундтрек к "Странной стране" просто убийственный. В фильме также есть несколько интересных идей о том, как можно перевернуть жанр слэшера. Заключение и перевоспитание убийцы, за которым следует рецидив, вызванный беспощадностью общества, поднимают до сих пор актуальные вопросы. Должна ли тюрьма стремиться изменить людей или наказать их? Кто решает, свершилось ли правосудие? И как далеко может зайти человек, прежде чем его нельзя будет простить?
Однако фильм обращается с этими вопросами с грацией младенца, жонглирующего бензопилами. Искупление и рецидив Хоуди могли бы стать основой для целого сериала, но вместо этого им уделено от силы пятнадцать минут экранного времени между первым и третьим актами, наполненными клише о серийных убийцах. Ди не удосужился написать себе приличные диалоги, и вместо этого изрекает псевдофилософские тирады, которые в сочетании с отсутствием индивидуальности у всех остальных персонажей превращают фильм в скучную историю о кошке и мышке. Самая запоминающаяся игра у Роберта Инглунда, но даже она примечательна разве что комичностью сцены, в которой он похотливо танцует, стоя на спинке дивана.
Кроме того, одержимость "Странной страны" движением "современных примитивов" – субкультурой, которая верит в личностный рост через модификацию тела – могла бы быть увлекательной, но вместо этого злодей выглядит как жалкая пародия на Пинхеда, пытающего людей татуировками и иглами. Другие важные аспекты, такие как музыка и операторская работа, в лучшем случае забываются. Добавьте к этому безвестного режиссера и отсутствие звезд первой величины, и вы получите фильм, который не смог окупить даже половину своего мизерного бюджета в 1,8 миллиона долларов.
Многие проблемы "Странной страны" сводятся к тому, что Ди требовал для себя главной роли и полного творческого контроля, и готов был отдать режиссерское кресло только тому, кто согласится на его условия. В конце концов, это был его личный проект, который он вынашивал пятнадцать лет.
Фильм – это полнометражная экранизация песни Twisted Sister Horror-Teria, двухчастной композиции с их самого известного альбома Stay Hungry 1984 года. Трек рассказывает о серийном убийце по имени Капитан Хоуди (названного так в честь прозвища, которое главная героиня "Изгоняющего дьявола" дает своему демону-одержимому), который заманивает "милых маленьких мальчиков и девочек" в свой дом и убивает их. Он избегает тюрьмы по формальным причинам, а затем горожане жестоко убивают его, мстя за свои грехи (как Фредди Крюгера).
Ди написал Horror-Teria в 1983 году. Он планировал сделать из нее рок-оперу, но у него так и не дошли до этого руки. Вероятно, потому что Twisted Sister были слишком заняты тем, чтобы стать одной из самых популярных хэви-метал групп на Восточном побережье. Вокалист вернулся к этой идее в 1985 году, превратив ее в сценарий слэшера под названием "Город ада".
"Это был очень вторичный фильм ужасов, он был ужасен", – сказал Ди о "Городе ада" в интервью IndieWire в 1998 году. – "Это была халтура. Он был содран со всех остальных слэшеров".
Только в 1994 году, когда Twisted Sister и Widowmaker распались, а Ди был на грани банкротства, он вернулся к Horror-Teria и снова переработал ее. В этой версии Хоуди стал одержим татуировками и пирсингом – идею подсказал покойный гитарист сольного проекта Ди, Кит Александер, бывший участник Carnivore, который обожал модификацию тела (в титрах "Странной страны" он указан как "консультант по пирсингу"). Тогда же в сценарии появились чаты, с помощью которых Хоуди заманивает своих жертв.
"Я придумал эту фишку задолго до того, как было совершено первое преступление в интернете", – сказал Ди в интервью IndieWire. – "Как только я вышел в интернет, я сказал: "Вау. Что это за хрень? Это же мечта психопата!" Как только я это увидел, я сказал: "Вот как мой парень находит своих жертв".
Ди с самого начала хотел сыграть Хоуди. "Я не стремился стать актером, [но] я мечтал стать иконой ужасов", – сказал он журналу Lollipop в 1999 году. Это, а также его настойчивое желание снять фильм максимально близко к сценарию и отобрать саундтрек, якобы оттолкнуло все крупные студии и более опытных режиссеров, которые могли бы взяться за проект.
"Мой агент говорил: "Да. Мы продадим его за большие деньги"", – рассказал Ди IndieWire. – "А я такой: "У меня для тебя новость: я хочу сняться в нем и хочу быть сопродюсером". А он: "Подожди, ты же этим никогда не занимался. Ты ограничиваешь свои возможности, свой выбор". Я сказал: "Мне все равно".
В конце концов, на Ди вышел Джон Пиплов, которому и доверили режиссуру, а продюсерская компания The Shooting Gallery вложила в фильм 1,8 миллиона долларов. По данным Box Office Mojo, за тринадцать недель проката в США "Странная страна" собрала всего 713 000 долларов. Увы.
Тем не менее, "Странная страна" заняла свое место в истории фильмов ужасов. Это первый фильм, получивший рейтинг R от MPAA за "сцены пыток", чем Ди очень гордится. Он также, что несколько сомнительно, заявил, что "Пила" и "Хостел" – "дети "Странной страны": "До этого жанра "пыточного порно" не существовало, все продолжали эксплуатировать старую тему [из "Хэллоуина]", – сказал певец в интервью FlickDirect в 2009 году.
По слухам, Ди десять лет, с 1999 по 2010 год, разрабатывал сиквел под названием "Странная страна: Ученик". Однако банкротство The Shooting Gallery в 2001 году положило начало многолетней судебной тяжбе за права на название "Странная страна", и, похоже, никто больше не проявлял интереса к этой франшизе. Так что пока что история "Странной страны" начинается и заканчивается в 1998 году брутальным, но в конечном счете тусклым фильмом ужасов, который так и не смог развить собственные идеи.