Он породил одного из самых культовых злодеев в истории ужасов... и несколько ужасных сиквелов. Вот все фильмы франшизы, ранжированные от худшего к лучшему.
Вдохновленный смесью собственных детских переживаний и чередой внезапных смертей во сне, о которых писала газета "Лос-Анджелес Таймс" в 1970-х годах, Уэс Крэйвен подарил нам в 1984 году один из самых уникальных и заставляющих задуматься фильмов ужасов своего поколения. "Кошмар на улице Вязов" не только привнес новое измерение в завоевавший всеобщее признание жанр слэшеров, но и подарил ему, пожалуй, самого выдающегося злодея.
В лице Фредди Крюгера, блестяще воплощенного Робертом Инглундом, Крэйвен создал икону ужасов, узнаваемую с первого взгляда, по-настоящему пугающую и вооруженную остротами поострее его лезвий-пальцев. "Улица Вязов" стала хитом проката и, как это часто бывает, пала жертвой чрезмерного увлечения франшизой, постигшего большинство крупных хорроров того времени: за ней последовали пять прямых сиквелов, мета-слэшер, кроссовер, ремейк и даже телесериал.
Качество сиквелов варьировалось от превосходного до мучительного. Имея это в виду, мы взяли все девять фильмов серии "Кошмар на улице Вязов", существующие на данный момент, и составили рейтинг от худшего к лучшему.
9. Фредди мертв. Последний кошмар (1991)
Чрезмерно слащавый, до глупости нелепый и пугающий не больше, чем эпизод "Улицы Сезам", "Последний кошмар" представляет собой худшую часть серии, которая годами находилась в свободном падении. К этому моменту Фредди Крюгер превратился из по-настоящему страшного, культового злодея, ворвавшегося в наши сны семью годами ранее, в карикатурного, хихикающего и выкрикивающего коронные фразы персонажа. А надуманный сюжет с давно потерянной дочерью и, гм, демонами сновидений выглядел скорее как отчаянная попытка ретконизации, чем как новые интересные пласты для исследования.
Нет никаких сомнений в том, что New Line и режиссер Рэйчел Талалэй (которая позже снимет культовую экранизацию комиксов 90-х "Танкистка") приняли сознательное решение сделать ставку на глупость, которая все больше проникала во франшизу по мере того, как 80-е годы подходили к концу. И если вы готовы принять фильм таким, какой он есть, то "Фредди мертв" можно назвать, по крайней мере, забавным (кому не понравится взрывающийся слуховой аппарат?). Однако, зная, насколько хороша может быть франшиза "Улица Вязов", этот фильм кажется утомительным. Например, нам действительно не нужно снова видеть Фредди, летящим на метле.
8. Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна (1989)
Если не обращать внимания ни на что другое, то "Дитя сна" заслуживает похвалы за свою полную оторванность от реальности. Жуткий рождение Фредди-младенца. Модель, которую закармливают до смерти. "Супер Фредди", превращающий фаната комиксов в бумажную версию самого себя и разрывающего его в клочья. В фильме творится много всего. К сожалению, как бы самозабвенно Роберт Инглунд ни доводил персонажа до состояния пародии (и, честно говоря, сцена "ЭТО МАЛЬЧИК!" довольно классная), от того факта, что к этому моменту серия "Улица Вязов" стала тенью самой себя, никуда не деться.
Главная героиня Элис Джонсон, которую снова играет Лиза Уилкокс, вернувшаяся из предыдущего фильма, - достаточно сильная "последняя выжившая", но у Уилкокс мало шансов выделиться в фильме, который настолько безжалостно перегружен, отвратителен до непристойности и утопает в запутанном сюжете, в котором Фредди пытается завладеть нерожденным ребенком, чтобы возродиться в реальном мире. Или что-то в этом роде. Пожалуй, самая большая трагедия "Дитя сна" заключается в том, что, учитывая некоторые из заложенных идей, у фильма был потенциал стать великим. Но этот потенциал так и не был реализован. Вообще.
7. Кошмар на улице Вязов (2010)
Ремейки ужасов редко бывают хорошей идеей, но Сэмюэл Байер, привыкший снимать музыкальные клипы для Nirvana, Iron Maiden, Green Day и My Chemical Romance, явно подошел к своей версии "Кошмара на улице Вязов" с благими намерениями. Свежеиспеченный после своей блестящей роли Роршаха в "Хранителях" Джеки Эрл Хейли казался не только подходящим выбором для нового Фредди, но и получил одобрение Роберта Инглунда. Возвращение к более мрачному, более угрожающему Крюгеру с нулевым количеством шуток казалось разумным решением для жанра ужасов, который отворачивался от самоироничных слэшеров. Предыдущий опыт Байера, безусловно, оправдывает себя в некотором роде: это самый стильный фильм франшизы, включающий в себя несколько добротных скримеров и эффектных убийств.
К сожалению, ему также сильно не хватает воображения и индивидуальности, он становится жертвой тех же ошибок, к которым склонны многие поздние фильмы франшизы ужасов. И пусть это не такой уж и бардак, как некоторые из сиквелов, но не запоминающиеся главные герои (включая обычно великолепную Руни Мару), перегруженная экспозиция и дико проваливающиеся попытки сделать фильм мрачнее своих предшественников делают его просмотр зачастую утомительным. Тот факт, что он собрал по всему миру больше денег, чем любой другой фильм об "Улице Вязов", но так и не получил продолжения, говорит о том, что все причастные знают: когда дело дошло до дела, этот фильм не оправдал ожиданий.
6. Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель снов (1988)
После триумфального возвращения в строй "Воинов сна" фанаты имели все основания надеяться, что франшиза "Улица Вязов" сломает традицию ужасов и избежит участи скатывания во все более жалкие сиквелы, по мере того как золотая эра слэшеров начнет иссякать. К сожалению, "Повелитель снов" сделал ставку на растущий статус Фредди Крюгера как ходячего остряка с крутой перчаткой, создав почву для слабой трилогии фильмов, завершивших оригинальный цикл сериала.
По сравнению с тем, что было потом, "Повелитель снов", конечно, не полный провал. Для начала, в нем есть одно из самых лучших убийств во всей "Улице Вязов": Дебби, боящаяся насекомых, превращается в таракана, а затем ее раздавливают - это действительно тревожное и до тошноты мерзкое зрелище. К сожалению, на каждую удачную находку или намек на настоящий мрак приходится столько же глупостей, доведенных до абсурда. О многом говорит тот факт, что Роберту Инглунду удавалось произносить фразы вроде "Обожаю еду для души!" с угрожающей интонацией, но даже он не смог спасти сцену, где Фредди жует маленьких людей-котлеток. Увы.
5. Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди (1985)
"Месть Фредди" занимает одно из самых любопытных мест в истории ужасов. На первый взгляд, это был просто классический пример посредственного сиквела ужасов, несколько интересных, новых идей (Фредди овладевает своим главным врагом!), но недостаточно хорошо реализованных, чтобы поставить его рядом с оригиналом, даже если это и дало Роберту Инглунду еще один шанс изобразить Фредди как по-настоящему темного, грозного злодея, прежде чем он начал превращаться в пародию на самого себя.
Однако с годами несомненный гомоэротический подтекст "Мести Фредди" - отрицаемый его создателями на протяжении многих лет, прежде чем был окончательно признан в превосходном документальном фильме "Больше никогда не спи" - придает ему гораздо более богатое, глубокое толкование. Отчаянная борьба Джесси Уолша, отрицающего одержимость Фредди его телом, как аллегория травмы, переживаемой многими геями при каминг-ауте, выглядит на годы опережающей свое время, а пикантные сцены фильма - в какой-то момент тренера Джесси забрасывают мячами, а затем связывают в душе и бьют хлыстом - сделали его культовой классикой квир-хоррора. К сожалению, звезда фильма, Марк Паттон - гей, который в то время еще не совершил каминг-аут, - позже заявил, что съемки в фильме и его восприятие привели к тому, что его стали считать актером одной роли, и он не смог найти работу, оставив "Месть Фредди" с неловким и противоречивым наследием.
4. Фредди против Джейсона (2003)
Циники заметят, что для столь исторической встречи двух икон ужасов "Фредди против Джейсона" - глупый, перегруженный спецэффектами и подрывающий то, что делало оригинальные фильмы такими эффективными. Реалисты заметят, что все эти атрибуты можно применить к 99% всех когда-либо снятых сиквелов ужасов. Имея это в виду, "Фредди против Джейсона" - это абсолютный взрыв: один из самых веселых слэшеров 2000-х годов, наполненный кучей крутых моментов, от которых хочется швырнуть попкорн через всю комнату во время шумного киносеанса.
Когда обе франшизы погрязли в глупых сиквелах, режиссер Ронни Ю ловко находит ту грань, когда фильм очень забавный, но при этом в нем есть действительно крутые идеи и потрясающие сцены. Сюжет, в котором Фредди вторгается в сны Джейсона, чтобы тот сеял хаос на Спрингвудской улице, на самом деле не так уж и нелеп, а перебранка двух непримиримых врагов увлекательна: это скорее кровавая драка в стиле WWE, чем ужасающая резня. Добавьте к этому отличный ню-металлический саундтрек, и вы получите идеальный, хотя и одноразовый, миллениальный хоррор-кроссовер (хотя мы не можем простить ляп с Джейсоном, боящимся воды. Это действительно не имеет смысла).
3. Новый кошмар Уэса Крэйвена (1994)
После неудачной попытки воплотить свою идею в жизнь в "Воинах сна" и за два года до того, как он усовершенствовал ее и навсегда изменил слэшеры фильмом "Крик", Уэс Крэйвен предпринял первую попытку снять мета-хоррор - оригинальный и незаслуженно недооцененный фильм франшизы. Псевдосиквел, действие которого происходит в "реальном мире", где Хезер Лэнгенкэмп, актриса, сыгравшая первую "последнюю выжившую" Нэнси Томпсон, преследуют до боли знакомые, ужасные видения, "Новый кошмар" отдает дань уважения оригиналу Крэйвена, добавляя при этом несколько умных поворотов и новых смысловых пластов.
Мрачный псевдо-Фредди в исполнении Роберта Инглунда, без сомнения, самый страшный во всей серии, а решение Крэйвена быть относительно скупым на кровавые спецэффекты делает их еще более впечатляющими, когда они все же появляются. Некоторые моменты не совсем удались - сцена, где Крэйвен, играющий самого себя, приходит к выводу, что фильмы об "Улице Вязов" вызвали настоящее, иное зло, выглядит натянутой и неловкой, - но для франшизы, которой отчаянно нужен был глоток свежего воздуха, "Новый кошмар" - это чертовски удачное возвращение в форму. Честно говоря, это оскорбление, что это наименее кассовый фильм серии.
2. Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна (1987)
Учитывая, что к этому моменту франшиза уже начала сдавать позиции, просто удивительно, что "Улице Вязов" удалось не только вернуться в строй, но и выпустить сиквел настолько хороший, что он лишь немного уступает мастерскому оригиналу Уэса Крэйвена по качеству и изобретательности. Огромная заслуга в этом принадлежит самому Крэйвену, который вернулся во франшизу, чтобы написать сценарий к "Воинам сна", а также режиссеру Чаку Расселу, который проделал замечательную работу, вдохнув жизнь в свежий взгляд на мифологию "Улицы Вязов".
Действие "Воинов сна" разворачивается в психиатрической больнице, где недавно поступившая на работу Нэнси Томпсон, которую в последний раз видели в оригинальном фильме, ведет группу уязвимых, проблемных подростков в мир снов, чтобы сразиться с Фредди лицом к лицу. В фильме представлены одни из самых масштабных сцен и самых крутых идей франшизы - "Фредди с иглами вместо пальцев" остается популярным вариантом среди коллекционеров "Улицы Вязов" и по сей день, а "Добро пожаловать в прайм-тайм, СУКА!" - возможно, самая нелепая и в то же время блестящая его фраза за всю историю. Возвращение Хезер Лэнгенкэмп в роли Нэнси было как своевременным, так и хорошо реализованным, а Патрисия Аркетт в роли новой главной героини Кристен Паркер сделала этого персонажа любимицей серии. "Воины сна" - живое доказательство того, что при наличии амбиций и доброй воли сиквелы ужасов способны соответствовать своим предшественникам. Плюс ко всему, в фильме звучит тот самый абсолютный хит от Dokken.
1. Кошмар на улице Вязов (1984)
Лезвия-пальцы, появляющиеся из ванны. Кровать-фонтан крови. Убийство Тины на потолке. Мешок с трупом в школьном коридоре. Телефон. Плавающая лестница. Оригинальный шедевр Уэса Крэйвена наполнен большим количеством культовых, эпохальных моментов ужасов, чем большинство его сиквелов вместе взятых. Более того, "Кошмар на улице Вязов" взял свод правил хорроров 80-х годов и разорвал его в клочья. В эпоху, когда королями были слэшеры, идея Крэйвена перенести ужас преследования в наши собственные сны не только открыла целый новый мир умопомрачительных, нестандартных возможностей, но и представила одну из самых простых и в то же время долговечных предпосылок в кинематографе: если ты заснул, ты умрешь.
Все это было бы достаточно эффектно, но благодаря культовому образу и превосходному изображению Роберта Инглунда, в лице Фредди Крюгера мы получили классического злодея, который был ужасающим, цитируемым и... скажем шепотом... чертовски крутым. Зловещее веселье, с которым Крюгер преследовал, резал и терроризировал своих жертв, мгновенно поставило его в один ряд с Майерсом, "Лицом" и Вурхизом, а противостоящие ему персонажи были достаточно интересны, чтобы стать достойными противниками. Добавьте к этому потрясающий, леденящий душу саундтрек композитора Чарльза Бернстайна, и вы получите один из самых совершенных, бесконечно влиятельных фильмов ужасов, когда-либо созданных. Иногда первое действительно означает лучшее.