Найти в Дзене
Строительный мир

Ситуация тупиковая: почему никак не могут достроить новый мост через Обь

Несмотря на то, что мост готов на 90%, вопрос ввода объекта в эксплуатацию по-прежнему остается открытым. Изначально запустить движение по новому переходу через главную водную преграду Новосибирска обещали к концу 2022-го. Затем сроки перенесли на год вперед. Но в августе 2023-го в местном Минтрансе сообщили, что первые автомобили по дороге через Обь поедут не раньше весны 2024-го.

© Правительство Новосибирской области / nso.ru
© Правительство Новосибирской области / nso.ru

Позднее в том же ведомстве уточнили, что объект достроят все-таки не во втором, а в четвертом квартале. Однако концессионеру (ООО «СКК» — «дочка» Группы «ВИС») и концеденту (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области) снова пришлось пересмотреть планы — завершить затянувшуюся кампанию пообещали в декабре 2025-го.

Правда, новый документ, подписанный сторонами, по требованию законодательства должна утвердить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но в июне 2024-го последняя ответила отказом, мотивировав это тем, что условия концессионного соглашения, заключенного в 2017-м, слишком часто нарушались за последние два года.

© Правительство Новосибирской области / nso.ru (Строительство моста, март 2022 г.)
© Правительство Новосибирской области / nso.ru (Строительство моста, март 2022 г.)

Об этом Группа «ВИС» сообщила в своем Telegram-канале, назвав сложившуюся ситуацию тупиковой. В компании отмечают, что без финансирования продолжать работы попросту невозможно. И даже если вопрос в конечном итоге удастся решить (например, через суд), время будет потеряно.

Напомним, правительственный грант на удорожание (2,8 млрд руб.) в данный момент заморожен из-за разногласий между участниками концессии. Таким образом, подрядчик не может воспользоваться деньгами. А выделение средств капитального гранта (1,2 млрд руб.) перенесено на следующий год. На этом фоне и необходим соответствующий вердикт ФАС.

© Правительство Новосибирской области / nso.ru (Строительство моста, март 2023 г.)
© Правительство Новосибирской области / nso.ru (Строительство моста, март 2023 г.)

Как отмечают в «ВИС», бумаги, направленные в профильное ведомство областным Минтрансом, не были с ними согласованы. И в заявлении не приведены убедительные, документально подтвержденные доводы. В компании подчеркнули, что продолжат искать компромиссное решение.

Эксперты полагают, что концессионер может подать в суд. Возможно (и скорее всего), в ФАС будут направлены новые документы с указанием объективных (по мнению компании) причин. Ситуация может сложиться и таким образом, что Группе «ВИС» придется продолжать стройку за собственные средства, выплачивая при этом и штрафы за срыв сроков. В любом случае, проект будет завершен. Вопрос лишь в том, когда это случится.

© Правительство Новосибирской области / nso.ru
© Правительство Новосибирской области / nso.ru

Возводить переход начали в 2020-м. И, несмотря на пандемию, работы велись с опережением графика, что позволило надеяться на ввод объекта в эксплуатацию до 2023-го. Но постепенно подрядчик стал сталкиваться с разного рода трудностями. В частности, в проектной документации, которую ему передал Минтранс Новосибирской области, не были указаны некоторые инженерные коммуникации, что выяснилось уже по ходу кампании. Требовалось пересматривать и заново согласовывать ПСД. В ряде случаев пришлось проводить новые изыскательские работы.

Со временем стоимость проекта выросла с 37 до 45 млрд руб. (80% расходов покрываются за счет средств федерального и регионального бюджетов). Сказалось и удорожание стройматериалов, и западные санкции — некоторые указанные в документации позиции стали попросту недоступны для поставок в Россию. Поиск аналогов и вынесение этих замен на рассмотрение Госэкспертизы также требует дополнительных ресурсов.

Протяженность четвертого автомобильного моста через Обь в Новосибирске составит 1,55 км (с подходами, многоуровневыми развязками и тоннелями — свыше 5 км). В целом, в рамках проекта, помимо возведения основного сооружения, предусмотрено строительство свыше десяти различных объектов дорожной инфраструктуры. Степень готовности последних на данный момент составляет около 85%.

© Телеграм канал Группы «ВИС» / t.me/s/vis_group (Строительство моста, декабрь 2023 г.)
© Телеграм канал Группы «ВИС» / t.me/s/vis_group (Строительство моста, декабрь 2023 г.)

Ожидается, что по будущей шестиполосной магистрали ежедневно будет проезжать до 70 тыс. транспортных средств. Мост обеспечит выход на три федеральные трассы — Р-256 «Чуйский тракт», Р-255 «Сибирь» и Р-254 «Иртыш». Открытие движения по новому маршруту позволит существенно улучшить транспортную ситуацию в городе и избавит Новосибирск от пробок. Кроме того, местные власти недавно представили проект пятого моста, о чем можно прочитать по ссылке ниже.

В статье использованы изображения с сайта Правительства Новосибирской области / nso.ru и Телеграм канала Группы «ВИС» / t.me/s/vis_group