По странному стечению обстоятельств, об этом приборе я узнал в конце дождливого лета, и даже подумал, что если так, то, наверное, существуют ещё и психрометры октября, мая или марта. Но - нет, Август - это имя изобретателя прибора для определения влажности воздуха.
Вопреки логике, первая часть термина "психрометр" (ψυχρός) означает вовсе не "влажный", а "холодный". Возможно, потому, что в конструкции используется мокрая тряпочка, которой обёрнут термометр. Наощупь она прохладная, ибо испарение воды с её поверхности приводит к её охлаждению - тем большему, чем меньше влажность воздуха, контактирующего с водой. По разнице температур воздуха (так называемой "температуры сухого термометра") и поверхностного слоя воды ("температуры влажного термометра") можно определить влажность воздуха.
Особенность работы прибора в том, что вода, испаряясь с поверхности тряпочки, естественным образом повышает влажность воздуха, окружающего сам психрометр, а этом ведёт к искажению результатов. Чтобы свести к минимуму этот фактор, применяют аспирацию - то есть прибор обдувают воздухом.
Не буду приводить здесь формулы, по которым вычисляют точное значение, кому надо, тот всегда из найдёт сам. Даже несмотря на то, что среди них присутствуют эпонимические названия (ФОРМУЛА ЗВОРЫКИНА, ФОРМУЛА ШПРУНГА, ФОРМУЛА РЕНЬО, УРАВНЕНИЕ БАКА), мне, очень далёкому от физики человеку, всё это представляется китайской грамотой. Оттого её тут и нет.
Эрнст Фердинанд Август (18 февраля 1795 - 25 марта 1870) - немецкий физик и изобретатель.
Родился в Пренцлау, земля Бранденбург, в семье бедных ремесленников. Рано остался сиротой. Учился в берлинской гимназии Grauen Kloster, потом стал помощником учителя, а затем и сам начал преподавать.
В 1823 защитил диссертацию и получил звание профессора математики Иоахимстальской гимназии. А в 1827 году ему доверили должность директора вновь созданной Кёльнской центральной гимназии в Берлине, на которой он оставался до своей смерти.
Несмотря на то, что он вроде бы всегда был именно школьным учителем физики и математики, Август, тем не менее, проявил себя как настоящий учёный, автор весьма интересных исследований в области теплоты. Он предложил эмпирическую формулу для определения точки росы, упругости и плотности водяного пара в воздухе. И, конечно же, сумел создать прибор, который не только назвали его именем, но и теперь упоминают в словарях, энциклопедиях и учебниках, а также пользуются им до сих пор.
Много ли современный учителей физики способны на это? И если нет, то почему?
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!