Пьеса «Собака на сене» написана в 1618 году. Тогда были в моде такие воротники, как на красном платье Дианы. Они получили название "воротник Медичи". Я уже писала о них, но хочется показать и другие.
Как они вообще появились?
В середине 16 века появился тот самый модный стиль, что мы видим в сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» (нашем и французском 1971 года).
В моде было два основных типа воротников – маленькие плоёные и такие, как на портрете ниже.
Потом эти воротники стали расти. И в начале 17-го века сделались вот такими большими, как на картине ниже.
Дамы одинаково любили обе модели. Ну, наверное, кто-то отдавал предпочтение плоёным воротникам, а кто-то – кружевным…
Какие были дороже, сказать трудно. Ведь плоёные воротники ("фреза" или "раф", "горгера") тоже часто украшали кружевом.
Ниже – портрет Анны Датской, королевы Англии. На картине выше – тоже явно она.
Платья разные, но воротник, кажется, один. Такие воротники из плотных венецианских или фламандских кружев стоили дорого, и было совершенно естественно носить их с разными платьями.
Гораздо чаще встречаются воротники, как у дамы в ало-серебристом платье. Когда кружево обрамляет шёлковую ткань.
- Такая модель объёмного «воротника Медичи» встречается на многих портретах. Возможно, их и производили где-то в одном месте.
Ниже - ещё один портрет Анны Датской.
Кажется, здесь воротник многослойный. Будто несколько воротников из тонкого шёлка и кружева собрали в один.
Это не совсем "воротник Медичи", а нечто среднее между ним и "фрезой".
А у этой дамы тоже многослойный воротник, но чисто кружевной:
Интересный воротник у дочери английского короля, которая стала женой одного из немецких принцев.
Обычно на кружевах растительные узоры. Но здесь – геральдические. Можно различить гербы и льва с единорогом (гербовые фигуры).
Это уникальный воротник, таких больше нет.
Ещё одна интересная модель – прозрачный и гладкий воротник, окаймлённый кружевом. Он – словно изо льда.
Такие воротники, наверное, были лёгкими и держались на проволочных каркасах. Да ещё и были накрахмалены.
А чисто кружевные воротники, наверное, держали форму за счёт того, что кружево было плотным. У красного платья Дианы из "Собаки на сене" именно такой воротник.
Найти воротники, похожие на воротник тёмно-синего платья Дианы, оказалось, как ни странно, сложней.
Но надо сказать, в фильме воротники оригинальные. Такие, как могли носить в 1618 году, но не копии с чьих-то портретов.
Наиболее близки к ним воротники на портретах Марго Валуа и ещё одной знатной француженки.
Портреты написаны с разницей в полвека. И конечно, мода изменилась. На втором портрете совершенно другая причёска. А кружевной воротник обрамляет всё декольте, а не только верх.
В 1620-х объёмные «воротники Медичи» начинают «падать» (на дамскую спину и плечи). За следующее десятилетия их сменят широкие отложные воротники.
Но как же долго «воротник Медичи» был в моде! Хотя я ничуть не удивлена.
Ниже – два портрета французской королевы, по имени которой такие воротники и получили своё название.
«Четыре мушкетёра» Шарло и дивный «воротник Медичи».
«Море грязи и крови не делает кино историческим»… О фильмах «Королева Марго».
Цветочная тиара с бриллиантами бывшей королевы Дании Маргрете.