Представляю, как же сложно было создателям фильма "Покровские ворота". Им нужно было воссоздать 50-е годы, находясь в 1980-х. В "Покровских воротах" можно увидеть разные улицы Москвы, парки, скверы, набережные. Много людей, домов, машин. И все они должны были быть типичными для 1950-х. Но в фильме все же можно заметить "пришельцев из будущего" - предметы, которые появились в стране намного позже. И есть версия, что это вовсе не ляп, а интересный замысел режиссера.
Мелочи из 1980-х в фильме про 1950-е
Например, бумажная шапочка Льва Хобботова. Если б киношники сложили стандартную треуголку, то вышло бы просто и ладно - ноль претензий. Но реквизиторы смастерили затейливый газетный колпак, а чтоб он не развалился, скрепили края прозрачной липкой лентой. А в 1950-х никакого скотча в широкой продаже еще не было.
В одном из микро эпизодов "Покровских ворот" показали двух детишек, играющих в сквере. На куртке мальчика отчетлива виден медвежонок - символ олимпиады 1980 года. Можно ли было не заметить столь яркую нашивку при съемке столь крупного кадра? Сомневаюсь. Ощущение, что режиссер специально приказал заснять малыша, чтоб олимпийский мишка бросился зрителям в глаза.
С машинами в фильме обошлись аккуратно - собрали целый автопарк из ретроавтомобилей. Но периодически в кадр все же въезжали неподходящие по времени машины - то Жигулята, то Горбатые. И убирать такие эпизоды режиссер не захотел.
Есть момент, где крупно показали поливальную машину. Такие ЗИЛЫ-130 в 50-х еще не собирались и, уверена, создатели "Покровских ворот" это прекрасно знали. Но все равно навели на него камеру и засняли. А ведь без этого эпизода можно было бы обойтись, но его оставили.
В фильме есть пару секунд с трамваем. На заднем фоне можно заметить телефонную будку красного цвета. Вот только незадача - подобные "коробки" стали ставить на улицах городов только с 70-х годов (будки 50-х имели иное остекление и выкрашивались в серые или зеленый цвет).
Кстати, такая же телефонная будка замечена в другом фильме - в "Месте встречи изменить нельзя". Но тут точно ляп, а вот в "Покровских воротах" все намного интереснее.
А вдруг это не киноляпы, а замысел
Выше уже написала, что при съемке и монтаже "Покровских ворот" временные несостыковки не заметить авторы фильма не могли. Машины, будки, нашивки на куртке - это не мелочи, а крупные детали. Тем более их набирается многовато, чтоб списывать на невнимательность целой группы людей. Поэтому и родилась у меня мысль, что все перечисленное - не ляп, а задумка.
Легкое подтверждение этому я нашла в интервью тренера сборной Москвы по мотоболу Леонида Машкова (он в фильме изображал Савранского на мотоцикле) для журнала "За рулем". И в этом интервью есть любопытный момент.
"Козаков дал мне указание показать эдакого байкера-чародея, которые не ездил по Москве, а почти что летал. Я должен был разгоняться, подпрыгивать, совершать интересные развороты. Камера при этом не плавно следила за движением мотоцикла, а фиксировала, как он врывался и исчезал за границей кадра - словно пронзал пространство и время".
Что если у Михаила Козакова и была затея позаигрывать с ощущением времени - не только с помощью езды мотоцикла? Да, история происходит в 50-х, но она сильно связана с будущим. Вот почему на протяжении фильма и разбросали мелочи из 80-х - как намек на связь эпох.
Вот такая версия.
А что вы скажете на это? Перечисленные детали, по вашему мнению, это пустяковые киноляпы или интересный символизм, задуманный режиссером? Мне лично больше нравится вторая версия - она очаровательна.
Другие статьи по теме.