Найти в Дзене
Белорус и Я

О чём молчат фрески Несвижского Фарного Костёла

Оглавление
Продолжаем наше путешествие по Несвижу и его жемчужине – Фарному костёлу Наисвятейшего Божьего Тела. На этот раз мы узнаем, что скрывают потрясающие по своей красочности фрески Храма

Как и раньше, в путешествии нас будет сопровождать настоящий эксперт, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж» Сергей ЧИСТЯКОВ

Код Несвижского костёла

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Вот и настало время нам с вами вновь оказаться в стенах уникального храма Божьего Тела в Несвиже. Сегодня я расскажу вам о полихромной (многоцветной красочной) монументальной живописи в храме. Мы рассмотрим сюжеты, композиции, скрытые и явные элементы символики, а так же инскрипции, которые помогут нам правильно ориентироваться в лабиринтах Священного писания.

Если судить по сохранившимся в храме фрагментам оригинальной живописи середины XVIII столетия, то её колористика тяготела более к тонам приглушённым и пастельным. Существующие по сию пору фрески начала ХХ века поражают своей яркостью, контрастом, и использованием открытых цветов, что придаёт композициям торжественность и монументальность.

Михаил Архангел
Михаил Архангел

Рассказ обо всех сюжетах несвижских фресок дело слишком долгое, нудное, а потому неблагодарное. Такой вариант подходит скорее для специализированных научных изданий, чем для чтения в свободное время. Поэтому я решил поведать вам о наиболее известных и ярких сюжетах несвижского фрескового цикла, и постараюсь это сделать так, чтобы вы не уснули за нудным и неинтересным чтивом. Думаю, что в моей задумке будет и практическая польза, особенно для тех, кто собирается посетить старинный Несвиж, и познакомиться с его уникальными памятниками.

Авраам и Архангел Михаил

Одним из самых известных библейских сюжетов является рассказ об испытании Авраама. Был он человеком, чтившим Господа, однако, Бог задумал испытать истинность веры Авраама, и потребовал от него принести в жертву сына Исаака. Фреска «Жертвоприношение Авраама» отображает апогей известного библейского сюжета. Авраам, уже взмахнув огромным ножом, дабы убить собственного сына, был остановлен рукой ангела.

Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение Авраама

Среди тех элементов фрески, которые не сразу бросаются в глаза, но имеют первостепенное значение, изображение запутавшегося в кустах терновника ягнёнка. Это символ жертвоприношения. Оно должно свершиться, и Господь посылает Аврааму агнца, дабы тот мог сохранить жизнь сына, и завершить начатое, дабы доказать свою преданность Господу.

Откровенно говоря, история вообще-то весьма кровавая, но в данном случае, хвала Господу, обошлось без человеческих жертв. Присутствует на фреске и инскрипция. Она вписана в ленту у подножия жертвенника. Надпись гласит: «Cum Isaac immolator». Это можно перевести как «Исааком принесённый в жертву». Что это, просто титр, или за этой фразой тоже скрывается какой-то смысл?

Роспись конхи свода пресбитерия
Роспись конхи свода пресбитерия

Скажу вам по секрету, дорогие друзья, в храмовой живописи всё имеет свой смысл, пусть и не всегда явный. Давайте попробуем узнать, что же это за смысл. Оказывается, что эта фраза является второй строкой второго куплета гимна знаменитого Фомы Аквинского «Eссе Panis Angelorum» («Это хлеб Ангелов). Название этого гимна присутствует на фреске «Ангельское прославление Сакрамента», украшающей свод пресбитерия (пространство между нефом и алтарём, В.Ч.).

Битва Михаила Архангела с Сатаной
Битва Михаила Архангела с Сатаной

Битва Архангела Михаила с сатаной является иллюстрацией гимна «TANTUM ERGO SACRAMENTUM»(«Такому Великому Сакраменту мы все поклоняемся, пусть же придёт время новых законов, если есть что-то непонятное уму, пусть это дополнит вера в нас»). На щите Архангела Михаила, изображённого на этой же фреске, есть надпись: «LAUNDETUR SS. SACRAMENTUM», что означает «Прославляю Сакрамент».

Прославление сакрамента
Прославление сакрамента

Здесь же в росписи конхи пресбитерия имеется ещё одна надпись «NON MITTENDUS» - «Не должен посылаться». Это фрагмент стиха, который полностью читается так: «Истинно хлеб сыновий не должен посылаться собакам» - «VERE PANIS FILIORUM NON MITTENDUS CANIBUS».

"Якорь души" был брошен в Крыму

В росписи свода пресбитерия на фреске «Ecclesia Catholica» мы видим символ, встречающийся не так часто как упомянутые выше – якорь. Это раннехристианский символ известный со времён катакомбной церкви.

Символ якорь на фреске Ecclesia Catholica
Символ якорь на фреске Ecclesia Catholica

Вот что об этом гласит предание. В римский период становления христианства в Великом Городе жил Климент, епископ Рима, в доме которого бывал даже сам апостол Пётр. Через дорогу от его жилища находился языческий храм Митры, где приносились жертвы. В своём доме Климент тайно крестил водой и Святым Духом.

Об этом узнали власти и епископа сослали в Крым. Да-да, друзья! Вот бы меня сослали в Крым, подумают некоторые из вас, имея в виду, конечно же, климат сей прекрасной части России. Да, но в то время там находились каменоломни, где добывался изумительный мрамор для новых римских дворцов, храмов и жертвенников.

Заключённые сами выдалбливали себе жилища-пещеры неподалёку. Климент высек в известковой породе небольшую пещеру и превратил её в храм (он существует и сейчас) с местом для исповеди, где можно было сидеть, ведь измождённые непосильным трудом люди порой даже не могли стоять во время обряда. И в этих «катакомбах» Климент крестил порой до 700 человек в день.

Инкерманский пещерный монастырь
Инкерманский пещерный монастырь

В конце концов, не пожелавшего отречься от веры Христовой епископа казнили. На шею несчастного привязали якорь и утопили в водах Казачьей бухты. Но отлив каждый день обнажал останки мученика и к ним приходили крещёные им и молились им. Кстати, именно то место где проводились богослужения и крещения, т.е. катакомбы, стало названием нового ответвления христианства – «катакомбной» церкви.

Пещерный храм в Инкермане
Пещерный храм в Инкермане

В канонических изображениях якорь – это замаскированный символ креста. По словам Иисуса Христа «надежда—якорь души». Именно надежда является ещё одним значением этого знака, а знаменитый древний Инкерманский пещерный монастырь святого Климента и сейчас является одной из прекраснейших крымских достопримечательностей.

На все четыре континента

В нижней части композиции «Святое Семейство» изображён развёрнутый свиток с надписью: «Vere Panis Filiorum»- «Истинный Хлеб Сыновей». Это третья строка первого версета гимна Фомы Аквинского «Eссе Panis Angelorum».

Святое семейство
Святое семейство

На фреске «Поклонение континентов», что в правом трансепте, мы вновь встречаем символы власти: короны, скипетр, державу. Однако в данном случае короны не венчают головы монархов, а лежат на небольшой подушке у их ног. Это символизирует уже не сам знак монаршей власти, а то, что власти всех земель кладут свои короны перед католической Матерью – церковью и признают её полновластие на Земле, которую на фреске символизирует изображение земного шара.

Поклонение континентов
Поклонение континентов

Мы знаем, что иезуиты ставили своей главной задачей распространение христианства на все народы и искоренение ереси и иноверия. Известно, что свои миссии братья Христовы открывали в Африке, Азии, Японии, не говоря уже об их повсеместном засилье в Европе.

В этой же композиции в качестве персонажей присутствуют и животные: лев, слон и лошадь. В данном случае их присутствие может символизировать и фауну континентов, якобы также присягающую на верность церкви в данных конкретных представителях. Слон представляет Азию, лев – Африку, а лошадь – Европу. Однако при таком предположении число животных-символов явно не соответствует числу известных к моменту написания фресок континентов. Число людей-символов соответствует четырём известным тогда континентам (Азия, Африка, Америка, Европа). О существовании же Австралии в Старом Свете узнали только после 1-ой экспедиции Джеймса Кука, которую он совершил на «Индеворе» в 1768-71 годах, то есть когда фрески были уже написаны.

Что же касается символов-животных, то в канонической трактовке

  • лев олицетворяет силу Бога и защиту от тёмных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение. Отметим также изображение льва на фреске «Встреча Соломона и царицы Савской». Однако в этом случае лев – именно символ в канонической трактовке.
  • Лошадь – смелость и щедрость. Однако однозначно применить каноническую трактовку животных-символов в данной конкретной композиции было бы неправильным и определение их как представителей фауны континентов всё же более вероятно.

Послушание родителям

Авраам ведёт Исаака на гору Мориа
Авраам ведёт Исаака на гору Мориа

С фреской «Авраам ведёт Исаака на гору Мориа» можно провести исторические параллели. Основатель несвижского храма I ординат князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка по воле отца воспитывался как кальвинист.

Николай Христофор Радзивилл Сиротка
Николай Христофор Радзивилл Сиротка

Николай Чёрный как бы принёс своих сыновей в жертву своим религиозным взглядам, скорее даже политическим интересам.

Николай Радзивилл Чёрный
Николай Радзивилл Чёрный

Сиротка от момента принятия католичества в 1572 году, всю жизнь искупал отступничество отца. Его деятельность как фундатора католических храмов и монастырей, а в ещё большей степени паломничество в Святую Землю 1582-1584 годов, свидетельствует об этом. Однако, при жизни Чёрного Сиротка, как и полагалось, полностью был покорен воле отца.

Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька
Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька

Фундатор (лицо в католической церкви, оплачивающее строительство Храма, создание фресок, покупку икон и так далее, В.Ч.) фресок IX ординат Несвижский Михаил Казимир Рыбонька был послушным сыном своей матери Анны Сангушки и это общеизвестный факт. Покорность Исаака отцу Аврааму, прекрасно переданная на фреске, символизирует и покорность Радзивиллов-сыновей воле своих предков и готовность, впоследствии, к искуплению, как своих собственных грехов, так и грехов своих прародителей.

Анна Екатерина Сангушко Радзивилл
Анна Екатерина Сангушко Радзивилл

Пророчество

Изображение ягнёнка или овна присутствует так же на фреске над центральным алтарём и на интереснейшей по символическому содержанию фреске по мотивам видений пророка Даниила. В качестве одного из персонажей на фреске присутствует изображение козла со стилизованным разветвлённым рогом. Символическое значение этих персонажей на фреске объясняется в Книге Пророка Даниила. Вот как описывается ведение Даниила в 8-ой главе Книги и каков его смысл:

«…И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, - как бы я был у реки Улая. Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки… Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шёл козёл по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами».

Далее Даниил описывает как козёл, напав на овна,

«поразил» его «…и поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. Тогда козёл чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломался большой рог, и на месте его вышли четыре, обращённые на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и востоку и к прекрасной стране, и вознёсся да воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал их, и даже вознёсся на Вождя воинства сего, и отнята была у него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его…»

Неправда ли, друзья, эти строки, написанные тысячи лет назад, невольно напоминают нам о цикличности истории, амбициях, возвеличиваниях и падениях… Воистину символично!

Прошли тысячи лет, а обратите внимание, что козёл и в то время рвался именно с запада, и возвеличивался так же, и падение его было так же неизбежно перед силой справедливости Господней.

А затем Даниилу было дано толкование этого видения. Вот как описывает его сам пророк:

«И услышал я от середины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! Объясни ему это видение!». Призванный гласом Гавриил – это не кто иной, как Архангел Гавриил. Именно его изображение мы видим на фреске. Вот как было истолковано видение:

«Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари – Мидийский и Персидский. А козёл косматый – царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый её царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре - это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве, и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушён – не рукою».

Стилизованное изображение животного, рядом с которым изображён Гавриил, символизирует злое начало и его посягательство на начало доброе. Однако, восставшее зло, как поясняет архангел, будет повержено, причём, не рукою, а силой высшей, силой божественной.

К большому сожалению эта фреска повреждена, и сделать её качественное фото не представляется возможным до окончания реставрации. Поэтому самое лучшее для тех, кому тема нашего разговора представляется интересной, просто приехать в Несвиж, и самим увидеть оригинал изображения.

Матерь Божия и Евангелисты

Се Матерь
Се Матерь

В трансепте храма размещена ещё одна знаковая фреска. В нижней части композиции надпись: «Mater omnium», что можно перевести как «Мать всех людей». На ленте над головой центрального персонажа надпись: «Ecce Mater» - «Се Матерь».

Подкупольные паруса храма украшают изображения четырёх евангелистов: Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Художники изобразили их по всем канонам иконографии.

Св. Николай и изображения евангелистов на подкупольных парусах
Св. Николай и изображения евангелистов на подкупольных парусах

На фресках присутствуют изображения пергаментов с подставками для удобства письма. В данном случае символ-пергамент можно трактовать и как книгу-символ. Пергаменты символизируют четыре евангелия, вошедшие в Новый Завет, авторами различных его вариантов как раз и являются Матфей, Марк, Иоанн и Лука. Но книга как символ – это более поздняя разновидность символа-пергамента (ещё ранее папируса).

Дело в том, что книга – это нечто единое, цельное, но при этом состоящее из множества малого. Тогда же, как пергамент – нечто обособленно-индивидуальное. Ведь Священное Писание, в привычном нам варианте, сформировалось гораздо позже написания отдельных книг, входящих в него.

Евангелист Матфей
Евангелист Матфей

Например, книги Ветхого Завета писались на протяжении более тысячи лет до Рождества Христова на древнееврейском языке, а книги Нового Завета написаны уже на греческом языке в I веке после Рождества Христова. Процесс формирования книги-символа, как считают, начал Ездра, в V веке до Рождества Христова. Книга-символ как единое целое практически сформировалась в IV - начале V веков, когда Блаженный Иероним перевёл тексты на латинский язык. Этот перевод, известный под названием «Вульгата», получил широкое распространение в католической церкви. Тридентский собор в 1546 году признал его единственно верным и однозначным для католиков собранием священных текстов, хотя теологические споры по поводу их каноничности не утихали, да и не утихнут уже никогда.

Тридентский собор
Тридентский собор

Тиара и нимб

На головах многих персонажей можно увидеть короны. Их конфигурации различны, а вот как символ они трактуются практически одинаково. Корона – это знак монаршей власти.

Тиара как часть облачения Св. Николая
Тиара как часть облачения Св. Николая

Такое значение имеют короны на фреске, которая изображает встречу Соломона и царицы Савской. Здесь так же и само изображение Соломона это символ мудрости. Как атрибут царского достоинства корона, наряду со скипетром и книгой, присутствует на уже упомянутой нами фреске «Царь Давид». В росписи купола «Отцы Церкви» мы видим изображение тиары – культового аналога короны – знака верховных иерархов церкви. Мы уже упоминали о нём в описании скульптуры Святого Николая на фасаде костёла.

Изображение тиары в росписи купола
Изображение тиары в росписи купола

Поскольку фрески в храме отображают события, описанные в Священном Писании, то для обозначения святости или божественности определённого персонажа используется особый символ – нимб. Это стилизованное изображение сияния вокруг головы встречается очень часто. С латыни нимб дословно переводится как облако. Это объясняет и то, что его изображение может варьироваться от обода вокруг головы, до выделенного цветом сферического пространства. Этот символ можно увидеть на фресках «Ecce Mater», «Ecce Homo», в изображении святых в куполе костёла, а так же на многочисленных иконах в храме. Например, одна из икон выделяется очень непривычным изображением нимба. Он представляет собой треугольник и символизирует Святую Троицу.

Треугольный нимб на иконе Св. Троица
Треугольный нимб на иконе Св. Троица

Прекрасный пример псевдообъёмной живописи, это скульптуры святых покровителей рода Радзивиллов. Их изображения находятся в барабане и помещены в ниши. Таким образом, изображениям, например святого Николая и святой Евфимии, придан ещё больший объём и сходство с реальными круглыми скульптурами.

Святая Евфимия. И это не скульптура, а плоское изображение!
Святая Евфимия. И это не скульптура, а плоское изображение!

Ещё одним примером мастерства художника является роспись сводов купола. Она имитирует купол с прорезными окнами и видом на небо. На фоне неба, словно парящими в облаках, изображены Отцы Церкви, наиболее знаковые деятели в её истории.

Роспись купола с нарисованными "окнами"
Роспись купола с нарисованными "окнами"

Полихромный цикл росписей несвижского фарного костёла является уникальной составляющей культурного и исторического наследия Беларуси. При следующей встрече мы познакомимся с вами со скульптурной составляющей интерьера этого древнего храма.

Продолжение следует.

Предыдущие материалы о Несвижским фарном костёле Наисвятейшего Божьего Тела:

-26

Сергей ЧИСТЯКОВ, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж»

Фото: из архива автора

© "Белорус и Я", 2024

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?
👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

История Союзного государства | Белорус и Я | Дзен

Топ-3: