Найти в Дзене
Живописные истории

Хуго ван дер Гус «Мужской портрет», 1475 г.

Комментируя покупку миссис Хавмейер «Мужского портрета», на котором фон и руки были полностью закрашены, известный критик Фрэнк Джуэтт Мэзер-Младший заметил:

"Потребовалось тонкое и смелое чутьё, чтобы купить его в таком состоянии", потому что "портрет гольбейнизирован".

После тщательной очистки и непродолжительного периода, в течение которого считалось, что картина принадлежит кисти Антонелло да Мессина (1430–1479), искусствоведы пришли к общему мнению, что этот прекрасный портрет принадлежит кисти Хуго ван дер Гуса (1430/40–1482).

Хуго ван дер Гус «Мужской портрет», 1475 г.
Хуго ван дер Гус «Мужской портрет», 1475 г.

Данный портрет изначально не был овальной формы, его специально вырезали из стандартного прямоугольного формата.

Сосредоточенный взгляд этого неизвестного мужчины с руками сложенными в молитвенной позе, несомненно, обращён к изображении Богородицы.

Кроме того, композиция, вероятней всего, была уравновешена справа портретом жены этого человека.

Поскольку Хуго ван дер Гус использовал драматическое освещение и изображал своих натурщиков в менее идеализированной манере, чем его современник Ганс Мемлинг (1435/40–1494), его портреты лучше передают ощущение пылкого благочестия и силы характера моделей.

Наиболее вероятная дата создания портрета около 1475 года (примерно в тоже время, что и его знаменитый Алтарь Портинари, где используется схожая художественная манера в изображении донаторов).

Алтарь Портинари. 1473/75 гг.
Алтарь Портинари. 1473/75 гг.