Этот портрет отражает изменения в творчестве Франса Халса (1582/83-1666) в 1640-е годы.
Оптимизм его раннего периода с намеком на бунтарство и демократический вызов уступил место большей сдержанности и хладнокровию; появились следы усталости и меланхолии, иногда иронии и скептицизма.
Спонтанные позы предыдущих работ Халса сменились ощущением покоя, и в палитре стало больше холодных серебристо-черных и оливково-серых тонов.
Эрмитажный портрет послужил образцом для гравюры Эдварда Дэвиса, который объединил его с так называемым Мулатом.
Гравюра была опубликована в Лондоне около 1670 года под названием «Доктор-шарлатан и его веселый Эндрю». Доктор-шутник и его помощник-шут устраивали театральные представления на рыночной площади, чтобы привлечь толпу, а затем переходили к продаже лекарств и "лечению".
Сочетание этих двух фигур на одной странице было идеей Дэвиса, поскольку Халс ни за чтобы бы не объединил традиционный портрет с комической фигурой, к тому же написанной десятилетием ранее.
Натурщиком эрмитажного портрета мог быть настоящий врач и вероятно в какой-то момент портрет попал Халса в Англию.
На это указывают одна из записных книжек Г. Вертье, в которой Вертье упоминает имевшийся у него портрет врача работы Франса Халса (подписанный монограммой Халса), а также на сведения, предоставленные Р. И. Хатчинсоном, куратором Шотландского музея. Национальная портретная галерея Эдинбурга упоминает о появлении "прекрасного портрета врача кисти Франса Халса" на распродаже из коллекции полковника Чартерис около 1732 г. В обоих случаях весьма вероятно, что речь идет именно об эрмитажном портрете.
Картина поступила в Эрмитаж в 1764 году из собрания Гоцковского, Берлин.
Статьи о картинах в Эрмитаже: