Найти тему
Без психолога и гида

Последние язычники Европы? Традиционная религия марийцев: молебны, жрецы и жертвоприношения

Оглавление

Несколько лет назад вышла статья одного европейского журналиста, которая стала достаточно известна в моей родной республике – Марий Эл, да и за её пределами. Называлась она «Последние язычники Европы» и рассказывала о религии коренных жителей региона – марийцах или народа мари. Вот только сами марийцы себя язычниками не считают и обижаются, когда их так называют. Верования мари имеют официальное название - марийская традиционная религия (МТР).

Подробнее о Марий Эл и её столице, Йошкар-Оле, можно почитать в моей прошлой статье

Древняя религия марийцев основана на вере в силы природы и богов. Коренному народу удалось сохранить её практически в первозданном виде.

Вера пережила и царские гонения, и советские репрессии. Марийцы собирались для молений тайно, как правило, в семейном кругу.

Только однажды в советскую эпоху марийцам разрешили собраться официально. Произошло это в 1949 году в честь годовщины победы нашей страны над фашистскими войсками. Тогда собралось более тысячи человек, и длились моления около недели. А с началом XXI века марийцы стали более свободны, и их культура словно обрела второе дыхание.

Сама я русская и православная, но у меня много друзей марийцев. И благодаря одной из моих подруг я смогла побывать на настоящем молении в священной роще. Вообще туристы при желании туда тоже могут попасть, но нужно иметь правильных знакомых. Толпами туда, конечно, не пускают. Постороннему человеку в любом случае лучше ехать с сопровождающим.

Марийские женщины в национальных костюмах. Фото автора
Марийские женщины в национальных костюмах. Фото автора

Священные рощи или как стать жрецом

Я побывала на одном из самых крупных молений марийцев – Всемирный молебен (Тÿня Кумалтыш), который бывает раз в несколько лет в октябре. Моления всегда проходят в священных рощах – кÿсото (мар.). Это небольшие лесные островки – своеобразные храмы где испокон веков молятся марийцы.

Рощи находятся недалеко от какой-либо деревни, жители которой и ходят туда совершать обряды. На их территориях нельзя мусорить, рубить деревья и ломать ветки, собирать, ягоды, грибы и цветы.

Сейчас в Марий Эл насчитывается около 600 таких рощ, более половины из них зарегистрированы, объявлены культурным наследием и находятся под охраной.
Информационная табличка у входа в священную рощу. Фото: flectone.ru
Информационная табличка у входа в священную рощу. Фото: flectone.ru

Моление — это всегда праздник для марийцев. Многие приезжают в одеждах с национальной вышивкой. У мужчин на головах — светлые высокие войлочные шапочки на головах, а у женщин – цветные платки. Во главе всех находится карт или, как его называют по-русски, жрец. В каждом районе республики есть своя община, во главе которой находится карт. Есть и верховный карт. Он проводит главные молебны.

Картом нельзя стать, прочитав книги или пройдя обучение в школе. Такой человек должен обладать особенной энергетикой. Это очень умный, добрый, живой в общении человек. Его выбирают другие жрецы и передают ему сакральные знания. Человек, на которого пал выбор, долго молится, набирается опыта. А затем начинает служить людям: совершает моления и обряды, поддерживает связь человека с богами, помогает своему народу.

Моления во главе с картом. Фото: flectone.ru
Моления во главе с картом. Фото: flectone.ru

Все карты трудолюбивые и работают, как все остальные. Например, занимаются пчеловодством, делают мед, ухаживают за скотиной. В благодарность за поддержку и проведения молебнов люди приносят карту полотенца, рубашки, выпечку, небольшие деньги. Но все это идет на нужды общины.

Как проходят моления марийцев

Перед молениями карт выбирает Онапу. Это дерево-господин, дерево-молебен, дерево-алтарь. Называть его можно как угодно, главное, что оно дает силу и является проводником между землей и небом. По марийским преданиям, дерево — место падения души. Душа человека уходит в землю, падает, и на этом месте рождается дерево.

Священное дерево и жертвенный стол. Фото: flectone.ru
Священное дерево и жертвенный стол. Фото: flectone.ru

Почему карт выбирает то или иное дерево, для меня осталось загадкой. Руководствуется он собственной интуицией, ждет знак свыше, прислушивается к внутреннему голосу или действует наобум – этого я так понять и не смогла. В моем случае священным деревом была выбрана осина, которую обвязали ярким поясом-лентой.

Возле своеобразного алтаря накрывают широкий стол. На него складываются блины, хлеб, сыр, молоко. Кстати, блины у марийцев особенные трехслойные. Это национальное блюдо, и называется оно «коман мелна». В блины и хлеб втыкаются свечи, большинство из которых сделаны собственноручно. Однако допускаются и обычные восковые свечи (конечно, не из церкви) с условием, что они пробыли некоторое время в доме. Стол получился большой и богатый. Вся еда приносится в жертву богам и до конца молебна неприкосновенна.

Моления в роще. Фото: народы74.рф
Моления в роще. Фото: народы74.рф

Вся роща пестрила маленькими яркими ленточками, платками, кусочками одежды. Это память о тех, кто уже покинул мирскую жизнь. Кроме того, между деревьев натянули специальную веревку, на которую марийцы вешают принесенные с собой полотенца или платки. Это могут быть как новые купленные вещи, так и расшитые вручную. Это тоже своеобразная жертва богам. Интересно, что после окончания молебна полотенца и платки забирают обратно.

Жертвоприношения до сих пор актуальны?

Тем временем мужчины разожгли костер, над которым уже висели четыре больших грозных котла. Все было готово к жертвоприношению животных. Своей участи терпеливо ждали три шумных гуся. Если бы в роще были вегетарианцы или защитники животных, они бы уже поседели. Мне было очень жалко зверюшек, да и зрелище это не для слабонервных, поэтому пока их разделывали, я решила прогуляться по роще.

Всемирный молебен (Тÿня Кумалтыш). Фото: mariworld.ru
Всемирный молебен (Тÿня Кумалтыш). Фото: mariworld.ru

Вопрос с участием животных в качестве жертв очень сложный. Я не берусь осуждать или одобрять эту традицию. Кстати, многие марийцы сами против этого.

Интересно, что в начале XX века в марийской религии появилось ответвление «кугу сорта» («большая свеча»). Туда вошли крещеные марийцы, которые не отказались от своей веры, но не допускают кровавых жертвоприношений, ограничиваясь сжиганием хлеба. Да и сейчас в жертву животных приносят нечасто, только на больших и массовых молебнах. В моем случае был именно такой молебен.

Как-то я рассказала своему приятелю из Петербурга, который и знать не знал, кто такие марийцы, о традиционных молениях и жертвоприношении. Тогда он был просто в ужасе, хоть и не является веганом или ярым экоактивистом. Еще долгое время мой знакомый оставался под впечатлением и вспоминал тех несчастных густей.

Всемирный молебен (Тÿня Кумалтыш). Фото: mariuverm.com
Всемирный молебен (Тÿня Кумалтыш). Фото: mariuverm.com

Когда я вернулась к месту моления, увидела, что жертвенное мясо уже варится в котлах. Выглядело это всё немного зловеще. Пока варится бульон, карт читает молитвы на марийском языке. Как мне потом сказали, конкретных заученных слов в молитве нет, жрец говорит, что называется, от души. В этот раз марийцы просили у богов хорошей погоды и урожая, здоровья для себя и близких, счастья для своего народа и соседей. Речь карта лилась спокойно и умиротворенно. Я, не зная марийского языка, почувствовала доброту и поддержку.

Следует отметить, что мари молятся не только о своем народе, но и обо всех людях мира, людях, исповедующих любую другую веру. Марийская религия объединила верующих древнемарийской исконной веры, так называемых, двоеверов, - тех, кто принял крещение и посещает церковь, но в то же время следует древним традициям и обрядам, - а также приверженцев течения «кугу сорта».

В роще я встретила большое количество двоеверов. Они ходят и в церковь, и в рощу. Но если в православном мире такое не приветствуется, то в марийской традиционной религии к этому относятся нормально. Мари ко всем относятся одинаково с почтением и уважением. Главное для марийца, чтобы человек был чистым душой и телом, порядочным и честным.

Скульптуры марийцев в Йошкар-Оле - столице Марий Эл. Фото автора
Скульптуры марийцев в Йошкар-Оле - столице Марий Эл. Фото автора

После молебна карт освятил пищу, которую теперь можно было отведать. За едой люди тихо беседовали друг с другом, кто-то подходил к карту за молитвой, советом или просто разговором. После трапезы в роще не должно оставаться еды. Часть можно забрать с собой и угостить едой членов семьи. Всё оставшееся сжигают. Кстати, гусиный бульон тогда я попробовала впервые. Он оказался сытным и наваристым, но не сказать, что уж очень вкусным…

Если вы когда-нибудь будете в Марий Эл, рекомендую посетить замок Шереметева в Юрино. Это красивое и живописное место с интересной историей и судьбой. Дворец хранит много тайн и находится на берегу Волги – так что в теплое время года можно с удовольствием искупаться в главной реке страны. Кроме того, в замке можно переночевать и проникнуться таинственной атмосферой. Подробнее читайте в статье

Друзья, всегда рада новым подписчикам и лайкам! Спасибо =))