Найти тему
Вагант

Детектив не должен иметь трагический финал

Оглавление

По разносторонности творческой деятельности режиссёра Александра Косарева можно сравнить разве что с Эльдаром Рязановым.

Александр Косарев

Прежде всего, Александр Косарев был режиссёром. Его дипломная работа "Сто шагов в облаках" произвела такое сильное впечатление на Сергея Бондарчука, что он лично привёл его на работу в "Мосфильм" со словами:

"Вот человек, который сделает Большое кино".

"Большое кино" у Александра Косарева сделать не получилось, однако несомненный след в советском кинематографе он оставил.

Сначала он просто снимал фильмы, а в четырёх последних лентах был соавтором сценария.

Кадр из фильма "Сувенир для прокурора". Александр Косарев в роли Фадей Фадеевича
Кадр из фильма "Сувенир для прокурора". Александр Косарев в роли Фадей Фадеевича

Косарев писал стихи

Песни на его стихи звучали в его фильмах, а исполняли их Юрий Антонов, Игорь Тальков, Александр Серов и Лариса Долина.

Юрий Антонов не только имел в репертуаре несколько песен на стихи Александра Косарева, но и снялся в его фильме "Прежде, чем расстаться" (1984) в одной из главных ролей.

Кадр из фильма "Сувенир для прокурора". Александр Серов в роли Александра Николаевича
Кадр из фильма "Сувенир для прокурора". Александр Серов в роли Александра Николаевича

Последний период

Завершение карьеры режиссёра пришлось на завершение эпохи советского кино. Три своих последних фильма Косарев снял в 1989, 1991 и 1993 годах.

Сценарии трёх последних работ он написал совместно с Анатолием Безугловым.

Все три картины оказались детективами, но сюжетно они никак не связаны между собой.

Об этих детективах мы поговорим подробнее.

Кадр из фильма "Заложники "Дьявола". Михаил Глузский в роли следователя
Кадр из фильма "Заложники "Дьявола". Михаил Глузский в роли следователя

Советский детектив

Мне кажется, что в основе классического советского детектива лежали три основополагающих принципа.

1. В финале должен восторжествовать Закон. Преступник должен быть пойман, либо, в крайнем случае, ликвидирован при задержании.

2. Следователь, ведущий дело, не должен пострадать. В редких случаях, он может получить ранение, но в итоге, должен выйти сухим из воды.

3. Финал фильма должен быть определён однозначно. Без домыслов.

Если в мелодрамах, вполне допустимо оставить зрителя с мыслями "поженятся герои или не поженятся", то в детективе зритель должен получить однозначный и положительный ответ по двум первым принципам, о которых я сказал выше.

Кадр из фильма "Заложники "Дьявола". Татьяна Васильева в роли Ирины Евгеньевны Гринберг
Кадр из фильма "Заложники "Дьявола". Татьяна Васильева в роли Ирины Евгеньевны Гринберг

Весьма необычные финалы

Непосредственно сюжеты всех трёх детективов Александра Косарева удачно вписывались в общую канву советского детективного кино, но не претендовали на шедевры.

А вот финалы этих фильмов показались мне из ряда вон выходящими.

Причём, чем дальше от СССР, тем страшнее получался финал в детективах Александра Косарева.

Кадр из фильма "Заложники "Дьявола". Роман Филиппов в роли генерала Анатолия Филипповича
Кадр из фильма "Заложники "Дьявола". Роман Филиппов в роли генерала Анатолия Филипповича

Сувенир для прокурора 1989

Сюжет фильма "Сувенир для прокурора" повествует о цеховиках, которые изготавливали сувенирную продукцию из ворованного сырья.

Расследованием занимается городская прокуратура. В главной роли прокурора города Юрий Соломин.

Преступников поймали, но в ходе расследования им удалось настолько серьёзно подставить прокурора, что в результате нервного потрясения он, скорее всего, останется инвалидом на всю жизнь.

Зрители, смотревшие фильм, могут возразить мне, что и после такой болезни возможно восстановление.

Да. Возможно.

Однако спустя несколько лет подобный недуг поразил и режиссёра Александра Косарева. К сожалению, это случай поставил крест на его карьере.

Кадр из фильма "Сувенир для прокурора". Юрий Соломин в роли прокурора города Захара Петровича Измайлова
Кадр из фильма "Сувенир для прокурора". Юрий Соломин в роли прокурора города Захара Петровича Измайлова

Хищники 1991

В основе сюжета фильма преступная деятельность браконьеров, которые промышляли соболиным мехом. В двух этих фильмах режиссёр Александр Косарев сыграл преступников.

Надо сказать, что финальная сцена преследования преступника очень затянута.

В итоге он погибает, а милиция хватает невиновного человека. Мне опять могут возразить, что доблестные советские органы разберутся, кто и что.

Однако же зрители остаются в недоумении. Хорошего и правильного финала опять нет.

Кадр из фильма "Хищники". Ирина Короткова в роли старшего следователя прокуратуры Ольги Павловны Дагуровой
Кадр из фильма "Хищники". Ирина Короткова в роли старшего следователя прокуратуры Ольги Павловны Дагуровой

Заложники "Дьявола" 1993

Третий и последний детектив вышел уже в 1993 году и полностью отразил эстетику 90-х. Кстати, эта лента оказалась последней в карьере режиссёра.

Зрителям покажут мафию, и даже человека, пол которого не так просто определить с первого взгляда.

В финале фильма преступник убивает следователя по особо важным делам и похищает ребёнка. Причём, случилось всё это из-за халатности следователя.

Всё. Точка.

Если в двух предыдущих фильмах оптимисты могут говорить, что финальные сцены не столь мрачны, как их рисует автор статьи, то что они скажут об этом фильме?

Зрителям не оставляют вообще никакой надежды!

В качестве оправдания финала можно лишь сказать, что третий фильм относится уже к постсоветскому кино.

Кадр из фильма "Заложники "Дьявола." Александр Косарев в роли следователя по особо важным делам Игоря Андреевича Чикурова
Кадр из фильма "Заложники "Дьявола." Александр Косарев в роли следователя по особо важным делам Игоря Андреевича Чикурова

В качестве эпилога

Во всех трёх фильмах сыграли режиссёр Александр Косарев и его жена Ирина Короткова, а также известные советские актёры Роман Филиппов и Пётр Вельяминов.

Смотрели эти фильмы? Поделитесь своими впечатлениями!