По разносторонности творческой деятельности режиссёра Александра Косарева можно сравнить разве что с Эльдаром Рязановым.
Александр Косарев
Прежде всего, Александр Косарев был режиссёром. Его дипломная работа "Сто шагов в облаках" произвела такое сильное впечатление на Сергея Бондарчука, что он лично привёл его на работу в "Мосфильм" со словами:
"Вот человек, который сделает Большое кино".
"Большое кино" у Александра Косарева сделать не получилось, однако несомненный след в советском кинематографе он оставил.
Сначала он просто снимал фильмы, а в четырёх последних лентах был соавтором сценария.
Косарев писал стихи
Песни на его стихи звучали в его фильмах, а исполняли их Юрий Антонов, Игорь Тальков, Александр Серов и Лариса Долина.
Юрий Антонов не только имел в репертуаре несколько песен на стихи Александра Косарева, но и снялся в его фильме "Прежде, чем расстаться" (1984) в одной из главных ролей.
Последний период
Завершение карьеры режиссёра пришлось на завершение эпохи советского кино. Три своих последних фильма Косарев снял в 1989, 1991 и 1993 годах.
Сценарии трёх последних работ он написал совместно с Анатолием Безугловым.
Все три картины оказались детективами, но сюжетно они никак не связаны между собой.
Об этих детективах мы поговорим подробнее.
Советский детектив
Мне кажется, что в основе классического советского детектива лежали три основополагающих принципа.
1. В финале должен восторжествовать Закон. Преступник должен быть пойман, либо, в крайнем случае, ликвидирован при задержании.
2. Следователь, ведущий дело, не должен пострадать. В редких случаях, он может получить ранение, но в итоге, должен выйти сухим из воды.
3. Финал фильма должен быть определён однозначно. Без домыслов.
Если в мелодрамах, вполне допустимо оставить зрителя с мыслями "поженятся герои или не поженятся", то в детективе зритель должен получить однозначный и положительный ответ по двум первым принципам, о которых я сказал выше.
Весьма необычные финалы
Непосредственно сюжеты всех трёх детективов Александра Косарева удачно вписывались в общую канву советского детективного кино, но не претендовали на шедевры.
А вот финалы этих фильмов показались мне из ряда вон выходящими.
Причём, чем дальше от СССР, тем страшнее получался финал в детективах Александра Косарева.
Сувенир для прокурора 1989
Сюжет фильма "Сувенир для прокурора" повествует о цеховиках, которые изготавливали сувенирную продукцию из ворованного сырья.
Расследованием занимается городская прокуратура. В главной роли прокурора города Юрий Соломин.
Преступников поймали, но в ходе расследования им удалось настолько серьёзно подставить прокурора, что в результате нервного потрясения он, скорее всего, останется инвалидом на всю жизнь.
Зрители, смотревшие фильм, могут возразить мне, что и после такой болезни возможно восстановление.
Да. Возможно.
Однако спустя несколько лет подобный недуг поразил и режиссёра Александра Косарева. К сожалению, это случай поставил крест на его карьере.
Хищники 1991
В основе сюжета фильма преступная деятельность браконьеров, которые промышляли соболиным мехом. В двух этих фильмах режиссёр Александр Косарев сыграл преступников.
Надо сказать, что финальная сцена преследования преступника очень затянута.
В итоге он погибает, а милиция хватает невиновного человека. Мне опять могут возразить, что доблестные советские органы разберутся, кто и что.
Однако же зрители остаются в недоумении. Хорошего и правильного финала опять нет.
Заложники "Дьявола" 1993
Третий и последний детектив вышел уже в 1993 году и полностью отразил эстетику 90-х. Кстати, эта лента оказалась последней в карьере режиссёра.
Зрителям покажут мафию, и даже человека, пол которого не так просто определить с первого взгляда.
В финале фильма преступник убивает следователя по особо важным делам и похищает ребёнка. Причём, случилось всё это из-за халатности следователя.
Всё. Точка.
Если в двух предыдущих фильмах оптимисты могут говорить, что финальные сцены не столь мрачны, как их рисует автор статьи, то что они скажут об этом фильме?
Зрителям не оставляют вообще никакой надежды!
В качестве оправдания финала можно лишь сказать, что третий фильм относится уже к постсоветскому кино.
В качестве эпилога
Во всех трёх фильмах сыграли режиссёр Александр Косарев и его жена Ирина Короткова, а также известные советские актёры Роман Филиппов и Пётр Вельяминов.
Смотрели эти фильмы? Поделитесь своими впечатлениями!