Найти тему

Наташа Югай: «Как я придумала и нарисовала "Город слов"»

Оглавление

Автор и художник Наташа Югай рассказала, как работала над книгой, которая вышла в издательстве «Абраказябра».

Всем привет! Меня зовут Наташа Югай, я художник и автор детских книг. В этом тексте расскажу, как работала над своей четвёртой и самой сложной на данный момент авторской книгой.

«Город слов» — это книга про буквы, слова и то, что нас окружает. Вместе с Алей, Яшей и Роботом-экскурсоводом вы окажетесь в необычном пространстве, где можно играть в игры, искать клады, бродить в лабиринте, любоваться единорогом и облаками, путешествовать по волшебному подземелью и знакомиться с буквами и словами, которых в книге более 500!

-2

Для меня «Город слов» особенный тем, что он охватывает большой период развития ребёнка: с малышом можно рассматривать персонажей, называть животных и предметы, с дошкольником учить буквы и находить их в словах, а школьник может прочитать тексты сам :) В книге много вопросов и заданий, и не во всех есть одно решение и правильный ответ. Мне очень хотелось, чтобы родитель и ребёнок могли спросить друг друга «Почему ты думаешь именно так?» и обменяться своими взглядами. Если поймать этот принцип, родитель может найти в книге ещё много материала для обсуждения с ребёнком.

-3

Как я придумала идею книги

На первый взгляд можно подумать, что «Город слов» — это азбука: в нём слова группируются в алфавитном порядке. Но он сложнее, в нём сочетаются азбука, книга для первого чтения и немножко комикса. Расскажу, как это получилось.

Первая версия книги называлась «Музей слов», я начала над ней работать в 2020 году. Мне нравится идея музея — пространства для ценных человечеству произведений искусства, науки и культуры. Если упростить, музей — это дом для разных объектов. И я подумала: а что, если бы я делала свой музей? Я поместила бы туда очень много всего! А так как это воображаемое пространство, можно пригласить туда живых существ :)

Мне нужна была структура, по которой я могла бы организовать это пространство. Также у меня было желание сделать красивую азбуку для детей. И эти идеи сложилось в одну. Азбука — то, с чего начинается знакомство с самостоятельным чтением и письменностью, и мне хотелось, чтобы это было захватывающе. В детстве у меня была книга про буквы, которая произвела на меня сильное впечатление. Каждая буква была персонажем или предметом, с которым происходило что-то для меня необычное. Буква Д была деревянным домиком, в котором были разные существа. Твёрдый знак был каменной глыбой, а буква Ы была, кажется, в гипсе и с костылём, и она плакала! Мне так нравилось, что буквы живые!

А ещё у меня было желание сделать детский комикс. Примерно тогда же я узнала новый для себя вид — книги для первого чтения, и такие книги бывают комиксами в том числе. Я подумала, почему бы всё это не совместить с музеем-азбукой? Так герои стали разговаривать баблами, а я старалась добавить больше ситуаций, которые были бы хороши в таком формате.

Эскиз первой версии книги
Эскиз первой версии книги

Как итог: первая версия книги — «Музей слов», волшебное пространство, где может быть всё. Разворот — это зал музея, каждый посвящён одной букве алфавита, и в нём собраны экспонаты на эту букву. Читатель путешествует вместе с главными героями — двоюродными сестрой и братом, Алей и Яшей. Я выбрала имена, в которых есть первая и последняя буквы алфавита. Создателем музея и экскурсоводом я сделала Робота. Мне хотелось, чтобы это был кто-то, противопоставленный людям, некий собиратель информации. И просто люблю роботов :) персонажей я нарисовала первыми, практически сразу в том виде, в котором они вошли в книгу (об их изменении будет дальше).

Робот, Аля и Яша первой версии
Робот, Аля и Яша первой версии

Поиск издательства

Я выбрала такую стратегию: показывать издательствам уже готовую книгу, а если никто не заинтересуется, издать её самостоятельно. На деле всё оказалось не так просто — книга изначально была на 96 страниц, и за полтора года я сделала только половину в цвете. Мне стало казаться, что я работаю в стол, а ещё поняла, что не хочу заниматься изданием. К тому моменту я уже три года тиражировала и продавала свои зины. Это интересные задачи, но они занимали у меня много времени, а я хотела больше работать над новыми проектами.

Поэтому я показала проект Жене Екадомовой, литературному агенту, с которой я сотрудничаю. Женя поддержала мою идею и согласилась помочь найти издателя. Был интересный этап обратной связи — издательства по-разному видели, в какую сторону нужно развить проект, но все находили его сырым и не соглашались на сотрудничество. И тут Женя узнала про Абраказябру :) мне было так приятно, что книгой заинтересовались и увидели в ней то, что я задумывала! Мы заключили договор в конце 2022 года и доделывали книгу вместе.

Работа с издательством «Абраказябра»

Для меня ценно то, что мы с издательством были на одной волне во время работы. Я стала в этом уверена, когда поймала себя на мысли, что смеюсь во время чтения правок, и что они вдохновляют меня! Так бывает далеко не всегда. Большинство комментариев было про направление, а я придумывала конкретное решение. В итоге книжка стала сложнее и глубже.

Главная идея по улучшению книги — добавить ещё больше слов и заданий. Так появился дополнительный слой тем: формы, цвета, счёт, тело человека, эмоции, направления, времена года, части речи, а также игры, где нужно угадать целое по кусочку, найти отличия, составить пары и много всего ещё. Если обобщать, моя первая версия была больше про красоту, а во второй к красоте присоединилась польза.

Первый вариант «Музей слов»
Первый вариант «Музей слов»
Финальный вариант «Город слов»
Финальный вариант «Город слов»
Первый вариант «Музей слов»
Первый вариант «Музей слов»
Финальный вариант «Город слов»
Финальный вариант «Город слов»
Первый вариант «Музей слов»
Первый вариант «Музей слов»
Финальный вариант «Город слов»
Финальный вариант «Город слов»

Также издательство предложило сделать робота младше, чтобы он стал ровесником героев. Я не придала этому значения при разработке персонажей, а благодаря комментариям увидела, насколько это будет гармоничнее, потому что так робот воспринимается как друг, а не как взрослый :)

Первый вариант / Финальный вариант
Первый вариант / Финальный вариант

В процессе работы мне стало казаться, что пространство музея, хоть и волшебного, становится ограничивающим. Я подумала, почему бы не сделать что-то вроде парка аттракционов, или вообще целого города? Так книга превратилась «Город слов», и в ней появилось больше разных локаций, из которых я позже составила карту для форзацев. Несмотря на то, что идея музея так нравилась мне, я поняла, что город даёт больше сценариев для взаимодействия героев и слов, и это дало больше свободы и для меня.

Карта Города слов в двух частях
Карта Города слов в двух частях

Активная работа длилась примерно полгода. К середине лета книжка была сдана, осенью отправилась в печать, и в конце ноября приехал тираж. Ура! Книжка, придуманная в 2020 году, очутилась на полках магазинов в конце 2023 года!

Поиски обложки
Поиски обложки

Мои впечатления

«Город слов» — моя самая сложная и объёмная книга на данный момент. Это важный опыт, благодаря которому я научилась многому: быстро придумывать и менять иллюстрации, рисовать персонажей в разных позах (нарисовала Алю и Яшу больше 50 раз каждую/ого), понимать, сколько сил и времени занимает проект такого плана и оценивать книгу со стороны издательства.

Фото процесса работы
Фото процесса работы

За 3 года разного опыта и благодаря этому проекту у меня изменился подход к созданию книг. Решила поделиться мыслями на эту тему, которые нахожу важными для себя.

• Чем больше аспектов книги проработано, тем больше шансов на её издание. Помимо иллюстраций, важно уделить внимание возрасту аудитории, идее и пользе, тексту, сюжету.

• Лучше показывать книгу издательствам в начале разработки: концепцию, раскадровку/эскизы + 2 оригинала в цвете. Это даёт гибкость в работе, и если идеи издательства окажутся интереснее, то на этом этапе будет проще внести изменения.

• Соглашаться на изменения стоит, если они сделают книгу лучше.

• Даже авторская книга — совместная работа автора и издательства. Важно сработаться, тогда получится сильный классный проект.

• Работа над книгой может занять много времени и сил. И это может быть морально тяжело. Нужно себе честно ответить, готова ли я.

Говоря о последнем пункте, много времени ушло как раз из-за стратегии, когда я не показывала книгу никому :) но всё равно мне кажется, что лучше готовиться к долгому сроку сразу, не завышать ожидания, чтобы быть спокойнее. А про силы — возможно, так именно у меня, но работа над авторской книгой — это самое сложное из всего, что я делала, потому что много аспектов, которым нужно уделить внимание, и мне не удавалось параллельно делать другие проекты. Но стоило это того определённо! :)

-16
Развороты из «Города слов»
Развороты из «Города слов»

Выражаю огромную благодарность Жене Екадомовой, моему литературному агенту, Оле Дворняковой, директору издательства Абраказябра, Ане Кразаевой, главному редактору издательства Абраказябра, моим близким за поддержку и вам, что читаете этот текст!

Всем классных книжек! ^^