Автор и художник Наташа Югай рассказала, как работала над книгой, которая вышла в издательстве «Абраказябра».
Всем привет! Меня зовут Наташа Югай, я художник и автор детских книг. В этом тексте расскажу, как работала над своей четвёртой и самой сложной на данный момент авторской книгой.
«Город слов» — это книга про буквы, слова и то, что нас окружает. Вместе с Алей, Яшей и Роботом-экскурсоводом вы окажетесь в необычном пространстве, где можно играть в игры, искать клады, бродить в лабиринте, любоваться единорогом и облаками, путешествовать по волшебному подземелью и знакомиться с буквами и словами, которых в книге более 500!
Для меня «Город слов» особенный тем, что он охватывает большой период развития ребёнка: с малышом можно рассматривать персонажей, называть животных и предметы, с дошкольником учить буквы и находить их в словах, а школьник может прочитать тексты сам :) В книге много вопросов и заданий, и не во всех есть одно решение и правильный ответ. Мне очень хотелось, чтобы родитель и ребёнок могли спросить друг друга «Почему ты думаешь именно так?» и обменяться своими взглядами. Если поймать этот принцип, родитель может найти в книге ещё много материала для обсуждения с ребёнком.
Как я придумала идею книги
На первый взгляд можно подумать, что «Город слов» — это азбука: в нём слова группируются в алфавитном порядке. Но он сложнее, в нём сочетаются азбука, книга для первого чтения и немножко комикса. Расскажу, как это получилось.
Первая версия книги называлась «Музей слов», я начала над ней работать в 2020 году. Мне нравится идея музея — пространства для ценных человечеству произведений искусства, науки и культуры. Если упростить, музей — это дом для разных объектов. И я подумала: а что, если бы я делала свой музей? Я поместила бы туда очень много всего! А так как это воображаемое пространство, можно пригласить туда живых существ :)
Мне нужна была структура, по которой я могла бы организовать это пространство. Также у меня было желание сделать красивую азбуку для детей. И эти идеи сложилось в одну. Азбука — то, с чего начинается знакомство с самостоятельным чтением и письменностью, и мне хотелось, чтобы это было захватывающе. В детстве у меня была книга про буквы, которая произвела на меня сильное впечатление. Каждая буква была персонажем или предметом, с которым происходило что-то для меня необычное. Буква Д была деревянным домиком, в котором были разные существа. Твёрдый знак был каменной глыбой, а буква Ы была, кажется, в гипсе и с костылём, и она плакала! Мне так нравилось, что буквы живые!
А ещё у меня было желание сделать детский комикс. Примерно тогда же я узнала новый для себя вид — книги для первого чтения, и такие книги бывают комиксами в том числе. Я подумала, почему бы всё это не совместить с музеем-азбукой? Так герои стали разговаривать баблами, а я старалась добавить больше ситуаций, которые были бы хороши в таком формате.
Как итог: первая версия книги — «Музей слов», волшебное пространство, где может быть всё. Разворот — это зал музея, каждый посвящён одной букве алфавита, и в нём собраны экспонаты на эту букву. Читатель путешествует вместе с главными героями — двоюродными сестрой и братом, Алей и Яшей. Я выбрала имена, в которых есть первая и последняя буквы алфавита. Создателем музея и экскурсоводом я сделала Робота. Мне хотелось, чтобы это был кто-то, противопоставленный людям, некий собиратель информации. И просто люблю роботов :) персонажей я нарисовала первыми, практически сразу в том виде, в котором они вошли в книгу (об их изменении будет дальше).
Поиск издательства
Я выбрала такую стратегию: показывать издательствам уже готовую книгу, а если никто не заинтересуется, издать её самостоятельно. На деле всё оказалось не так просто — книга изначально была на 96 страниц, и за полтора года я сделала только половину в цвете. Мне стало казаться, что я работаю в стол, а ещё поняла, что не хочу заниматься изданием. К тому моменту я уже три года тиражировала и продавала свои зины. Это интересные задачи, но они занимали у меня много времени, а я хотела больше работать над новыми проектами.
Поэтому я показала проект Жене Екадомовой, литературному агенту, с которой я сотрудничаю. Женя поддержала мою идею и согласилась помочь найти издателя. Был интересный этап обратной связи — издательства по-разному видели, в какую сторону нужно развить проект, но все находили его сырым и не соглашались на сотрудничество. И тут Женя узнала про Абраказябру :) мне было так приятно, что книгой заинтересовались и увидели в ней то, что я задумывала! Мы заключили договор в конце 2022 года и доделывали книгу вместе.
Работа с издательством «Абраказябра»
Для меня ценно то, что мы с издательством были на одной волне во время работы. Я стала в этом уверена, когда поймала себя на мысли, что смеюсь во время чтения правок, и что они вдохновляют меня! Так бывает далеко не всегда. Большинство комментариев было про направление, а я придумывала конкретное решение. В итоге книжка стала сложнее и глубже.
Главная идея по улучшению книги — добавить ещё больше слов и заданий. Так появился дополнительный слой тем: формы, цвета, счёт, тело человека, эмоции, направления, времена года, части речи, а также игры, где нужно угадать целое по кусочку, найти отличия, составить пары и много всего ещё. Если обобщать, моя первая версия была больше про красоту, а во второй к красоте присоединилась польза.
Также издательство предложило сделать робота младше, чтобы он стал ровесником героев. Я не придала этому значения при разработке персонажей, а благодаря комментариям увидела, насколько это будет гармоничнее, потому что так робот воспринимается как друг, а не как взрослый :)
В процессе работы мне стало казаться, что пространство музея, хоть и волшебного, становится ограничивающим. Я подумала, почему бы не сделать что-то вроде парка аттракционов, или вообще целого города? Так книга превратилась «Город слов», и в ней появилось больше разных локаций, из которых я позже составила карту для форзацев. Несмотря на то, что идея музея так нравилась мне, я поняла, что город даёт больше сценариев для взаимодействия героев и слов, и это дало больше свободы и для меня.
Активная работа длилась примерно полгода. К середине лета книжка была сдана, осенью отправилась в печать, и в конце ноября приехал тираж. Ура! Книжка, придуманная в 2020 году, очутилась на полках магазинов в конце 2023 года!
Мои впечатления
«Город слов» — моя самая сложная и объёмная книга на данный момент. Это важный опыт, благодаря которому я научилась многому: быстро придумывать и менять иллюстрации, рисовать персонажей в разных позах (нарисовала Алю и Яшу больше 50 раз каждую/ого), понимать, сколько сил и времени занимает проект такого плана и оценивать книгу со стороны издательства.
За 3 года разного опыта и благодаря этому проекту у меня изменился подход к созданию книг. Решила поделиться мыслями на эту тему, которые нахожу важными для себя.
• Чем больше аспектов книги проработано, тем больше шансов на её издание. Помимо иллюстраций, важно уделить внимание возрасту аудитории, идее и пользе, тексту, сюжету.
• Лучше показывать книгу издательствам в начале разработки: концепцию, раскадровку/эскизы + 2 оригинала в цвете. Это даёт гибкость в работе, и если идеи издательства окажутся интереснее, то на этом этапе будет проще внести изменения.
• Соглашаться на изменения стоит, если они сделают книгу лучше.
• Даже авторская книга — совместная работа автора и издательства. Важно сработаться, тогда получится сильный классный проект.
• Работа над книгой может занять много времени и сил. И это может быть морально тяжело. Нужно себе честно ответить, готова ли я.
Говоря о последнем пункте, много времени ушло как раз из-за стратегии, когда я не показывала книгу никому :) но всё равно мне кажется, что лучше готовиться к долгому сроку сразу, не завышать ожидания, чтобы быть спокойнее. А про силы — возможно, так именно у меня, но работа над авторской книгой — это самое сложное из всего, что я делала, потому что много аспектов, которым нужно уделить внимание, и мне не удавалось параллельно делать другие проекты. Но стоило это того определённо! :)
Выражаю огромную благодарность Жене Екадомовой, моему литературному агенту, Оле Дворняковой, директору издательства Абраказябра, Ане Кразаевой, главному редактору издательства Абраказябра, моим близким за поддержку и вам, что читаете этот текст!
Всем классных книжек! ^^