Я не хотела ничего писать на эмоциях. Сейчас отпустило. Могу рассказывать относительно спокойно.
Сегодня в одиннадцать десять утра (у меня есть привычка смотреть на часы в случае любого происшествия, не знаю зачем. И да, у меня часы переведены на пять минут вперёд) мою беседу с коллегой на работе прервал громкий залп.
- ПВО?
- ПВО.
Мы только открыли рты, чтоб продолжить беседу, как...
- ПВО?
- Ого, опять...
- И опять...
- Ты смотри, прям над головой. Они что где-то рядом стоят?
- Ну да. Вот в той стороне, вроде.
- Блин, прилёт!
- Опять! Прилёт!
- Куда?
Я повернулась к окну за спиной. Из-за деревьев шёл чёрный дым.
- Опять, судя по направлению, ..... (Место, куда регулярно то прилетает, то пытается прилететь в течение последней пары месяцев. Не гражданское, поэтому об этом если и пишут, то только в местных новостях и очень обтекаемо. Но траектория пролегает частенько прямо над нашими головами.)
- Как же они заколебали... Сколько было?
- Я семь насчитала. - (Потом написали, что было шесть ракет, три сбили).
Ещё про нас:
После этого я перечитывала волну панических сообщений в чате детсада. Связь и мобильный интернет пропали сразу. Восстановились ближе к вечеру, но говорят, не везде. Написали, что было повреждено какое-то оборудование. ПВО срабатывало где-то совсем близко от нас, было громко, поэтому самые нервные мамы сначала начали звонить воспитателю, потом писать в чат... Самая переживательная мама побежала за ребёнком и отписалась, что всё в порядке, дети были на прогулке, но воспитатель всех оперативно собрала в кучу и завела в здание. Дети в садике даже не успели испугаться. К "бубух" они привычные. По-моему, их больше огорчает то, что при ракетной угрозе прогулки отменяются.
О том, что прилетело в жилой дом, я узнала немного позже, от другой коллеги, которая с белым лицом забежала спросить, есть ли связь у меня. Она не могла связаться родственницей, которая живёт на том квартале. (Всё хорошо, даже окна целы, на другую сторону выходят).
Дальше как обычно: попытка связаться через мессенджеры со всеми, кто мог быть в зоне прилётов. Нервное обгрызание ногтей, от того, что сообщение не высвечивается прочитанным. Дозвоны в телеграмме... Радость от ответов:
"Я не там."
" На работе. Только стёкла повылетали."
"У нас все в порядке, над нами просто пролетело."
Потом уже новости в том же телеграмме. Фото с места. Сообщения о пострадавших...
Мне надо было сегодня быть на Востоке. Дважды проезжала мимо: туда и обратно.
Скорые, полиция, сапёры. Машины всё прибывают. Ошарашенные люди. Кто-то ходит, кто-то стоит. Кто-то зачем-то собирает обломки.
Многие пытаются звонить, но связь лежит. Стёкол нет в радиусе примерно ста метров. В одном из магазинов уже заделывают витрины ОСБ-плитами ( и где успели взять за два часа).
В длинной линии цветочных ларьков ни одной целой витрины и кучка женщин сгрудилась, с грустными лицами. Я тогда решила, что подсчитывают убытки, но потом узнала, что одна из продавцов сильно пострадала - посекло стеклом).
Две аварии на улице в радиусе тех же ста метров. Наверное, во время прилёта водители потеряли управление на секунду-другую и поэтому сталкивались с другой машиной.
Стёкла повылетали на большой протяженности. Причём на расстоянии метров 150-200 уже было видно то, что показал в первый раз четырнадцатый год: пластиковые окна со стеклопакетами лучше держат ударную волну за счёт уплотнителей. На этой дистанции были повреждены только деревянные старые окна.
И рынок, и супермаркет продолжают работать. Но...
Я уже не раз это замечала. Не знаю, то ли это общечеловеческое, то ли нечто присущее нашим. В случае какой-то военной пакости люди моментально собираются. Не в смысле вместе. А в смысле собирают себя в кулак. Все становятся сосредоточенными, если есть возможность продолжать обычные занятия - продолжают. Упорно. Сосредоточенно. Народ дисциплинируется. И темп моментально ускоряется. В маршрутки заходят-выходят как десантники, без столпотворение и ругани. Огурцы выбираются и взвешиваются за секунду. Расплатиться и взять сдачу - ещё полсекунды. Любые бытовые обычные конфликты на улице и в транспорте исчезают.
В 2015 я помню слова одного человека:
- А жизнь-то налаживается. Мне сегодня в транспорте нахамили.
Когда вечером возвращалась назад заметила, что иду быстрее обычного. Смотрю под ноги (предупреждали, что могут быть не разорвавшиеся фиговины). И другие пешеходы тоже передвигают ногами быстрее, чем просто по пути с работы домой.
Вдоль улицы со стороны обрушенного дома вереница припаркованных машин. Уже развёрнут штаб. Приехали волонтёры. Психологи на месте и готовы помочь каждому.
Людей меньше. Всё также стоят или ходят туда-сюда женщины в домашних халатах. Но на этот раз уже не просто дозваниваются, а видно, что разговаривают.
Город притих. Вечер пятницы, а машин гораздо меньше, чем обычно. В такие моменты все стараются по неважным делам никуда не ездить.
...........................
На данный момент из-под завалов достали четверых погибших. Ещё семеро были живы. Всего ранено было сорок семь человек. Из них четверо детей. Два ребёнка госпитализированы в состоянии средней тяжести.
Хорошо, что дом кирпичный.
На фото видно, что обрушился только стояк квартир, а не весь подъезд насквозь, как в Белгороде. Ещё в одной из многоэтажек немного покрошило кладку и лифтовую. Всего повреждено тридцать три дома. Повезло, что будний день, люди были на работе.
Настроение граждан? В телеграмм полно видео с места прилёта и округи. Выложить сюда невозможно из-за лексики, которую используют операторы.
Особенно эмоционален был один парень-студент. Радовался, что компьютер уцелел и собирался на пары.
............................
Жизнь продолжается. Не смотря ни на что. Как победить людей которые отряхнувшись от штукатурки идут в университет, потому что сессия на носу и пропускать нельзя? Как победить женщин, которые, присев от взрыва, встают и спрашивают у продавца: "Я огурцы уже купила, или только собиралась?"
То, что случилось - это страшно. Это непоправимое горе для нескольких семей. Четверых не вернуть. Дай Бог, чтоб в больницах все попавшие в реанимацию выжили и выздоровели. Дай Бог, чтоб у небратьев, наконец, закончились ракеты.
Дай Бог, чтоб победа пришла поскорее.
Предыдущая история:
Р.S. Перечитала сейчас. Я, как правило, через некоторое время после публикации так делаю, что найти пропущенные ошибки. Перечитала и сама себе ужаснулась.
А ведь утром, когда мы слышали ПВО, нам ведь и в голову не пришло, что это нечто из ряда вон. Так... Не два-три хлопка подряд, а шесть.
И прилёты. Реакция была: а, опять вон туда. Интересно, что в новостях скажут про дым? Что горело-то на этот раз? Трава? Лес? Мусор?
И только после новости о том, что попало в жилой дом сердце сжалось. И пришёл страх за людей.
Я слышала, что это называется "рутинизация вoiны" - когда человек привыкает ко всему, что происходит. И ведь привыкли же... Мой сын в свои два с половиной года, показывая на танк на тягаче говорит: "Бух!" Когда гремит гром, летит ракета, слышны залпы он строго говорит: "Бубух! Ай-яй-яй!" И накрывает голову руками, хотя мы никогда при нём не показывали этот жест в связи со взpывaми...
Я хочу отвыкнуть. Я хочу перестать вслушиваться в раскаты грома, определяя дальность и направление. Я хочу, чтобы перед праздниками не было предупреждений: "В 22.00 будет производиться праздничный салют. Сохраняйте спокойствие".
Следующая история. Рассказ о том, как мы в Москву ездили