ПРОДУКТИВНО ЛИ развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста? – такой вопрос стоит сегодня, пожалуй, перед каждым школьным учителем.
Работа с текстом как способ познания языка и мира художественной литературы появилась достаточно давно. К анализу текста большие ученые приходили разными путями. Роман Осипович ЯкобсОн – один из влиятельных лингвистов – пришел к лингвистическому анализу, влекомый тайнами поэтической речи, Лев Владимирович Щерба – автор «Опыта лексического толкования» пушкинского «Воспоминания» - был обеспокоен состоянием филологического образования, в анализе текста он видел средство исправить ситуацию, и поэтому создавал свои «Опыты толкования» как жанр комплексный, научный и дидактический одновременно.
Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления — наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте. Этот метод включал всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания.
Сегодня одним из новых образовательных результатов реализации ФГОС является умение учащихся работать с текстом как на уроках русского языка, так и литературы: извлекать необходимую информацию, интерпретировать и преобразовывать её. Однако невозможно получить качественно новый результат, если не работать системно и комплексно.
Комплексный анализ текста как средство познания литературы, развития речи и изучения грамматики является логическим завершением изучения любого раздела указанных дисциплин с 5 по 11 класс. Интерес к комплексному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить учащихся к ВПР, ОГЭ. Работа над формированием умений проводить комплексную (многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена как по русскому языку, так и по литературе.
Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.
Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется развитие аналитических и творческих способностей учащихся.
Работа с текстом развивает у учащегося языковое чутьё, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка. Кроме того, исследуя текст, работая с отдельными словами, предложениями, ученик развивает свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость. Система работы помогает не только повторить изученный теоретический материал, но и дает возможность отработать соответствующие учебно-языковые умения, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, редактировать или создавать новый текст.
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля; затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5–9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть, освоив новый для себя материал.
Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.
Работа над анализом текста начинается в 5 классе. С каждым следующим учебным годом работа усложняется таким образом, чтобы, двигаясь от ежегодных ВПР к выпускным экзаменам, ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ.
Несомненно, овладение навыками комплексного анализа текста представляется сложным для обучающихся, и формирование навыков происходит постепенно. На этом пути учащиеся проходят три основных этапа.
5 – 7 классы. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, составление примерного плана комплексного анализа текста, овладение основными мыслительными операциями, некоторыми приемами исследовательской деятельности.
8 – 9 классы. Это период развития аналитических способностей, абстрактного мышления, усложнения форм и методов поисковой деятельности, выработки умения самостоятельно находить наиболее значимые аспекты исследования текста, организовывать индивидуальную поисковую деятельность.
10 – 11 классы. На этом этапе происходит закрепление основных знаний, умений и навыков, совершенствование технологии комплексного анализа художественного текста, воспитание читательской культуры, взыскательного литературного вкуса.
При комплексном лингвистическом анализе текста, учителя в работе с детьми руководствуются примерно следующим планом:
1. Прочитайте текст выразительно.
2. Докажите, что данный отрывок является текстом.
3. Установите тип связи предложений в тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)? Какие средства связи здесь использованы (в одном абзаце)?
4. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?
5. Определите стиль текста, воссоздав речевую ситуацию.
6. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
7. Озаглавьте текст. Объясните смысл заглавия: на что указывает - на тему или основную мысль?
8. Объясните, пользуясь словарём, смысл выделенных слов.
9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы).
10. Найдите в тексте многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
11. Найдите в тексте слова в переносном значении и стилистически окрашенные слова (высок., книжн.,прост.,офиц.,). Какова их роль в тексте?
12. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу.
14. Произведите на материале текста разные виды разборов.
15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.
Таким образом, в комплексный анализ текста входит не только работа над содержанием, но и анализ языка:
· лексический анализ;
· синтаксический анализ;
· морфологический анализ;
· морфемный анализ;
· фонетический анализ.
Введение в 5 классе Всероссийских проверочных работ, в том числе по русскому языку, потребовало создания учебных пособий, которые могут помочь в подготовке к этому непростому испытанию. Именно таким пособием является рабочая тетрадь
«ВПР. 50 шагов к успеху. Русский язык. 5 класс», которая предназначена для повторения значительного объема учебного материала по основным разделам курса русского языка и подготовки к успешному выполнению различных проверочных и итоговых работ.
В первой части тетради даны 50 мини-работ, каждая из которых содержит небольшой художественный или научно-популярный текст и 8 заданий из различных разделов курса русского языка. При разборе текста – отрывка из литературного произведения, дети выполняют предложенные задания. Благодаря этому систематизируются не только полученные ранее знания, но и обучаемые привыкают работать со структурой ВПР, где также представлены задания из разных разделов языка.
Вторая часть тетради содержит тридцать заданий по орфоэпии – на правильную постановку ударений в словах.
Третья часть представлена двумя итоговыми проверочными работами, имеющими ту же структуру и состав, что и демоверсия Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 5 классе.
Каждая работа рассчитана на 20–25 минут (без учета переписывания текста). Педагог выделяет время на уроке для последовательного выполнения одной из работ (как вариант – нескольких ее заданий) с последующей проверкой.
Данную рабочую тетрадь можно использовать с любым УМК.
Сборник заданий для устной работы на уроках русского языка. 6 класс
Итоговое собеседование по русскому языку – на первый взгляд простой экзамен, не требующий никакой особенной подготовки. Однако на практике далеко не у всех детей получается легко и непринужденно выполнить определенные задания, а ведь показать нужно навыки спонтанной речи.
В связи с возникающими трудностями в процессе подготовки обучающихся возникает острая необходимость в разработке методических материалов для организации устной работы на уроках русского языка в 5-7 классах.
Главной методической целью данной работы можно считать составление заданий для устной работы учащихся, которое помогут к 9 классу сформировать у учащегося навыки коммуникативной компетенции.
В данном сборнике учебный материал рассчитан на 36 учебных занятий. На выполнение заданий в рамках одного занятия дается 15 минут.
Все занятия с нечетными номерами построены единообразно.
Тексты к первому заданию (ориентировочно по 100 слов) подобраны с учетом нарастающей сложности. Тематика их достаточно разнообразна: «Окружающий мир», «Наука – это интересно», «Россия – Родина моя», «Великие личности», «Героическое прошлое моей страны».
Первичное чтение дополнено заданием по орфографии, что дает дополнительную возможность ребенку зафиксировать в памяти большее количество конкретных слов, а учителю – еще раз отработать навыки правильного письма.
Варианты 1-17
Второе задание ориентировано на осознанное чтение текста – выписать ключевые слова из текста – в дальнейшем они помогут учащемуся при пересказе.
Третье задание способствует формированию навыков выразительного чтения.
Четвертое задание - ответь на вопросы, правильно строя фразы – является не только достаточно важным, но и одним из самых сложных. Здесь ребенку необходимо вспомнить текст, дать четкий и правильный ответ, используя даты, термины и непривычные имена героев или географических названий. Правильное и полное построение фразы – отсылка к грамматическим и речевым навыкам ученика.
Задания 18-36
Задание 1. Монологическое высказывание. Расскажи, что ты видишь на картинке – задание выполняется без опорных вопросов. Поскольку дети уже
выполняли подобные работы, они уже должны понимать, что рассказ строится по определенным правилам: вступление, основная часть и заключение. Предполагается, что именно после отмены вопросов-помощников речь детей станет свободнее, легче. Вариативность рассуждений станет очевидна. Обучающимся будет интересно послушать не однотипно построенные рассказы, а созданные по вдохновению.
Было бы замечательно, если бы завязалась дискуссия, ведь тогда вопросы, которые нужно составить во втором задании, были бы осознаннее и не носили бы формальный характер. Количество вопросов (5) не так уж и мало, оно позволяет переходить от простого описания увиденного к аналитическому.
Последнее задание, предусматривающее участие в диалоге, можно выполнять сначала в паре с учителем (так удобнее регулировать направление мысли ученика и правильность составляемых им фраз), потом перейти к парам «ученик – ученик».
Новое прочтение приобретает комплексный анализ текста при подготовку обучающихся к ВПР по русскому языку и литературе
... и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе
Использованные материалы
1. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл/: учеб.пособие для учащихся общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. — М.: Дрофа, 2004)
2. Русский язык № 24(336): Функциональный подход к изучению грамматики в школе. Авт.: Т.В.Парменова, июнь 2002г.
3. Русский язык № 40(352): Якобсоновский этап в истории лингвистического анализа текста. Авт.: С.Гиндин, октябрь 2002г.
4. Русский язык № 2(314): наглядное изучение грамматики русского языка на уроках лингвистического анализа текста. Авт.: И.А. Горячева, январь 2002г.
Что еще можно добавить к данным рекомендациям? Подписывайся и пиши в комментариях!