Мы с детьми сейчас живём в палатках в лесу. Сосны, птицы от рассвета, мшистые ковры и сладкий смолистый воздух. Чудесное время. Каждый день я стараюсь находить хотя бы полтора часа, чтобы неспешно погулять в тишине и насладиться лесом и всей его красотой.
Иду и сачком ловлю мысли, отскакивающие в сторону моего покинутого сада. Как он там? Иду и примечаю растения, формы, сочетания. И думаю о том, как устроена эта красота. И вот что надумала
1. Однородный нижний ярус
Вот что я в саду делаю профессионально - так это мельчу и тыкаю. Сюда цветочек, сюда мелкий кустик. И никакого вида!
В оправдание себе могу сказать, что это не только от недостатка опыта, но и от недостатка растений. Я была бы и рада сделать массивы, да где ж взять столько посадочного материала? В этом году, когда я прямо-таки запретила себе мельчить, решила заиметь ковер из бересклета форчуна. Смогла отделить от материнского растения пять кустиков с корнями и рассадить. Но вида пока, конечно, никакого.
В лесу же этот вопрос решен очень просто: поляны мха или ландышей, осока или купена. Спокойный, однородный фон, объединяющий все остальное. И если сама по себе та же кочка мха выглядит вполне себе буднично, то разросшаяся широко и привольно поражает воображение красотой.
2. Букетная посадка
Впервые об этом методе я прочитала у Сапелина. И стала везде примечать. Суть метода в том, что в одну посадочную яму сажается сразу несколько растений одного вида. И да, речь не о многолетниках, с которыми этот метод вполне себе привычен, а о кустарниках и деревьях.
При такой посадке растения начинают отклоняться друг от друга, бороться за место под солнцем и в итоге имеют все шансы вырасти в долговязое, изящное, а главное многоствольное деревце-куст.
У себя в саду этот метод я начала испытывать весной, пересадив из разных концов сада в одну яму ещё пока молодые, прошлогодние, саженцы декоративной яблони Рудольф.
Гуляя по лесу, я обратила внимание, что сеянцы рябин, лещины растут именно вот так, пучком. И насколько это сразу выглядит внушительнее, объемнее и интереснее. Под такой ширмой можно располагать любые многолетники, если возникнет такое желание, и за счёт повторяемости, ритмичности стволов "окрошки " не получится.
3. Простота
Да, третий урок, который мне преподнес лес, звучит вот так коротко и ясно: простота. Чем проще, тем лучше.
Вот передо мной сосновый бор. В нем гигантские сосны, молодые сосенки, подлесок из рябин, дубов, лип и лещин. Ковер из мха, ландышей и редких цветущих растений. Никакого нагромождения видов, но как же это красиво и интересно.
Вот сейчас, в начале лета, цветет живучка. И останавливаешься, замираешь перед ее синей, не лесной красотой.
Белые звёздочки песчанки
И редкие яркие пятна смолки, с полосатым липким стволом
Но отсутствие какого-то большого разнообразия видов с лихвой компенсируется разнообразием формы. Вот, к примеру, дубок:
Сколько ему лет? Как удалось ему вырасти таким сложным, таким самобытным? Да ещё без всякой обрезки. Нарочно захочешь и не получится.
Хороший урок, важный: совершенно не обязательно гнаться за разнообразием ассортимента, считать, что обладание каким-то конкретным сортом сделает сад наконец-то законченным, уникальным. Вполне можно обойтись тем, что уже есть. Или увеличить поголовье, или придать интересную форму.
***
Уроки мне эти кажутся очень глубокими и важными. Поразмыслить над ними, научиться применять в своем саду - и будет прекрасный результат.
Только не так-то оно просто, как звучит. Уже хотя бы потому, что лес обладает неограниченным запасом семян и, как следствие, сеянцев. И потому, что в лесу есть самый талантливый садовник - время.
Ваша Маруся, лесной турист и наблюдатель