Частенько в интернет-дискуссиях о диетах и похудении встречается мысль «А вот раньше толстые женщины считались красивыми, а худые – уродливыми! Вспомните рубенсовских женщин!»
Давайте разберемся – правда это или нет?
И раз уж подобное утверждение основывается на портретах предыдущих эпох, то ими и проиллюстрируем.
В свое время мне кто-то подарил репринтное издание сборника народных заговоров и гаданий XIX века. Помню, как меня поразило, что там было несколько рецептов и даже заговоров(!) от… женской худобы! Напомню, что я с детства имела лишний вес и с детства же усвоила убеждение, что толстой быть плохо и сидела на разных диетах чуть ли не с 14 лет. А тут – внезапно рецепты от женской худобы из прошлого века! Помню хорошо один народный рецепт – на кусок ржаного хлеба надо было намазать смалец(перетопленное сало), смешанный с тертыми яблоками. И такие «бутерброды» употреблять ежедневно по две штуки, не меньше. Ну а что – углеводы, жиры, клетчатка. Еще бы вареное яичко туда добавить – и вполне сбалансированное по КБЖУ блюдо получилось бы.
Были там и заговоры. Вот что-то такое примерно(это я нашла похожий в интернете):
«Читать на воду и искупать в ней человека, который страдает худобой.
- Не стой, худоба, в рабе (имя), ни в буйной голове, ни в ее очах, ни в русых бровях, ни в красных кровях, ни в 70 жилах, ни в 70 суставах. Пойди, худоба, в темные леса, на зыбучие болота, на горючие камни, на крутые берега, на быстрые реки, на желтые пески. Не стой худоба, ни в костях - щепота, ни в теле - ломота, ни потягота, ни позевота. Худоба, худобища, иди в северную сторону, там тебе гульбище. Да будет так!»
«Читать на воду и искупать в ней человека, который страдает худобой.
- Не стой, худоба, в рабе (имя), ни в буйной голове, ни в ее очах, ни в русых бровях, ни в красных кровях, ни в 70 жилах, ни в 70 суставах. Пойди, худоба, в темные леса, на зыбучие болота, на горючие камни, на крутые берега, на быстрые реки, на желтые пески. Не стой худоба, ни в костях - щепота, ни в теле - ломота, ни потягота, ни позевота. Худоба, худобища, иди в северную сторону, там тебе гульбище. Да будет так!»
Ну давайте посмотрим, что это такое – «рубенсовские формы», «рубенсовские женщины» и действительно ли Питер Пауль Рубенс, который считается основоположником стиля барокко, рисовал исключительно толстух?
Вот, например, красавицы и богини Рубенса – Венера, Сусанна, Даная, Диана, нимфы. Посмотрите – разве это настоящие толстушки?
Я вижу на этих картинах женщин вполне себе средней полноты, да, не худышек, но и не страдающих морбидным ожирением с ИМТ больше 40.
Навскидку я бы определила их вес от 75 до 90 кг. То есть, по современным стандартам это явно много для женщины, но это не слишком большой лишний вес. Да, они совершенно неспортивные – все эти складочки, целлюлит, рыхлость. Точно не фитоняшки. Но в XVI-XVII веках, когда творил Рубенс(это как раз эпоха мушкетеров, шпаг, кружевных воротников и дворцовых интриг), женщина и не должна была быть спортивной. Красивыми тогда считались женщины белокожие(все героини Рубенса исключительно белокожи, ни одной смуглянки!), с золотыми кудряшками и нежным румянцем. Вот, например, те же Рубенсовские красавицы, но уже в одежде:
Давайте посмотрим на тех, кто был до Рубенса и после – может быть, другие художники любили рисовать пышных красавиц?
В Средневековье, когда церковь безраздельно властвовала над умами и никакое «буйство плоти» священниками не поощрялось, художники изображали тонких и одухотворенных женщин с высокими лбами. Кое-кто из историков считает, что мода на выбритые лбы у женщин возникла вынужденно, потому что из-за плохого питания у средневековых дам поголовно был рахит и волосы вылезали сами по себе. Но это недоказанная гипотеза.
Посмотрите на красавиц Средневековья – худоба, узкие лица, грустные глаза, никаких складочек:
Вот «Венера и Амур» Кранаха-старшего – вполне модельных параметров девушка:
Позднее Средневековье вообще особо не жировало в плане еды – чума, войны, несколько волн голода, прокатившиеся по Европе в XIII-XV веках мало способствовали массовому ожирению граждан.
А вот на полотнах знаменитых мастеров Возрождения мы видим уже не таких исхудавших дам. Мадонны Рафаэля, грации Ботичелли еще не пышные, но уже приятно-фигуристые девушки, с округлыми бедрами и имеющейся грудью:
Вот портреты венецианских красавиц той же эпохи – попадаются девушки откровенно крупные. Но тем не менее, они все равно считаются красивыми – иначе художники не стали бы их рисовать, верно?
Это были предшественники Рубенса, а теперь посмотрим на художников, которые были после него.
Вот ученик Рубенса, Якоб Йорденс, «Сусанна и старцы». Напомню, что библейская Сусанна – это юная красавица, женщина, которую мы видим на портрете, вернее, та женщина, которая позировала для этой картины, явно таковой считалась. Непривычно по нашим меркам, правда? Но опять-таки, она явно не Тэсс Холидей по своим габаритам.
В эпоху барокко ценилась пышная белотелость, томная сдобная красота, вот, к примеру, одна из фавориток Людовика XIV, «Короля-Солнце», прекрасная Атенаис де Монтеспан, считавшаяся в свое время ослепительно красивой женщиной. На портрете явно очень пухлая девица, которой не помешало бы сбросить десяток-другой кило. А лицо? Какое круглое, ужас! У нее щеки! Никаких выраженных скул! А какой маленький рот! Это я иронизирую, если что, сравнивая с нынешними красавицами.
Эпоху барокко плавно сменило рококо – и живописцы этой эпохи тоже писали красивых по тем временам женщин, но увы – снова ни одной ярко выраженной толстушки! В эпоху рококо ценилось изящество, красивая женщина должна была выглядеть, как фарфоровая статуэтка – нежно-розовая и затянутая в талии до немыслимой узости. Вот вам Буше, Фрагонар, Ланкре – признанные мэтры эпохи Рококо, найдите у них толстушек на картинах. Их нет!
Затем в моду вошел ампир, с его вытянутым силуэтом и легкими платьями, опять особо пышных дам на картинах мы не видим:
На портретах XIX века мы видим огромное разнообразие женских типажей, которые все считались красивыми, причем практически одновременно:
Как видите, ни особо пухлых, ни особо худых среди них нет. Все эти женщины подходят под определение «стройная», но что там под длинными платьями – спортивная там фигура или сплошной целлюлит, мы не видим.
Вот, например, муза художника Карла Брюллова – графиня Юлия Самойлова:
Двоюродная внучка самого Потемкина, между прочим. Она считалась ослепительной красавицей, Брюллов ее много рисовал, даже изобразил на картине «Последний день Помпеи». Юлия Самойлова соответствовала романтическому идеалу тех лет(мы бы назвали это «инфлюэнсер») – она была белокожей, темноволосой, с большими влажными темными глазами, с прекрасными округлыми плечами и руками. Была ли она достаточно худощава по нынешним меркам? Я бы так не сказала. Посмотрите на портрет – у нее милое округлое личико, полные плечи и руки. То есть, если перенести графиню Самойлову в наши дни, переодеть в джинсы-скинни и топик и выложить ее фото в социальную сеть – найдется немало комментаторов, которые напишут ей: «Девушка, вам надо худеть!» Это признанной светской красавице, в которую были влюблены множество мужчин!
Так о чем же весь этот текст? Действительно ли люди «раньше» любили толстых женщин, а худые считались некрасивыми? Это неправда. Морбидное ожирение никогда не считалось красивым, даже двести-триста лет назад, впрочем, как и анорексичная худоба. Красивыми считались очень разные женщины, но в прежние века женскую красоту не определяли по размеру одежды. Красавицей могла считаться и пышная аппетитная дама с формами, и юная тонкая девушка, тогда смотрели на общий облик – черты лица, волосы, выразительный взгляд, манеру держаться, манеру разговаривать. Собственно, это и есть самый правильный подход – оценивать человека в комплексе, а не по каким-то отдельным частям его туловища. И мне кажется, что тогда, пару веков назад, было намного больше разнообразия женской красоты. А сейчас все как-то стандартизировано, одинаковые лица, с одинаково тонкими носами, одинаково пухлыми губами, одинаково белыми зубами и одинаково выпрямленными длинными волосами. Стандартные плоские животы и стандартно круглые ягодицы дают девушкам пропуск в мир социального успеха, но совершенно лишают их индивидуальности.
Так что не «рубенсовских формах» дело. А в именно в ней, в индивидуальности, которую не стоит загонять в рамки стандартов. Красивой может быть девушка весом в 50 кг и в 70 кг тоже, хотя последняя наверняка получит комментарии «надо худеть». Не надо. Никому не надо загонять себя в рамки стандартов. Да здравствует разнообразие красоты! А худеть будем исключительно для здоровья, а не для того, чтобы нашими фото восхищались посторонние люди в интернете.
Спасибо, что дочитали!