Утончённый эстет, в понимании Кьеркегора, будучи знатоком «искусства удовольствия», постоянно ищет новые источники наслаждения. Наслаждаясь красотой музыки, путешествий, интеллектуальных бесед и изысканных блюд, он стремится к бесконечному разнообразию, словно звезда, путешествующая от одной звезды к другой.
Однако, несмотря на успешную борьбу со скукой, за его стремлением к удовольствиям скрывается пустота. Удовольствия, наполняющие его жизнь смыслом, важны только в моменты их получения.
В перерывах между ними его охватывает нигилистическое чувство безразличия к любым действиям: «Я не хочу ничего делать. Мне не хочется кататься верхом — движение слишком сильное; мне не хочется ходить пешком — это слишком утомительно. Мне не хочется ложиться, потому что либо я должен буду остаться лежать, а мне этого не хочется, либо я должен буду встать снова, и мне это тоже не нравится. Подводя итог, — я не хочу ничего делать».
✅ Утончённый эстетизм, как и другие формы эстетизма, неизбежно ведёт к разочарованию. Кьеркегор по псевдонимом «Судья Уильям» обращается к осознавшему пустоту своего мировоззрения эстету с призывом изменить образ жизни.
«Итак, любой эстетический взгляд на жизнь — это разочарование, и каждый, кто живёт эстетически, находится в состоянии разочарования, осознаёт он это или нет. Но когда человек понимает это (а вы действительно понимаете), высшая форма существования становится обязательным условием». (Кьеркегор)
Для судьи Уильяма эта высшая форма существования заключается в погружении в этическую сферу. Признавая «самое важное в человеке» как «объединяющую силу личности», специалист по этике считает своей задачей формирование целостной и непрерывной идентичности. Он достигает этого, делая определённый выбор, которому следует на протяжении всей жизни.
«Именно выбор имеет решающее значение для содержания личности; благодаря выбору личность погружается в то, что выбирает, а когда она не делает выбор, она увядает и атрофируется». (Кьеркегор)
✅ В своём стремлении к единству идентичности специалист по этике, как и обычный человек, погружается в социальный порядок и взаимодействует с ним. Однако, в отличие от слепого подчинения, специалист по этике активно участвует в жизни общества, осознавая свою индивидуальность и уникальные таланты. Он стремится интегрироваться в социальный порядок, сохраняя свою индивидуальность и становясь не изолированным «я», а социальным «я», которому для существования необходимы другие.
«Самость, которая является целью, — это не просто личное «я», но социальное, гражданское «я». Таким образом, у него самого есть задача для деятельности, с помощью которой, как эта определённая личность, он принимает участие в делах жизни» (Кьеркегор).
В отличие от эстета, чья жизнь определяется удовольствием, специалист по этике следует моральным принципам своего сообщества, воспринимая социальные представления о хорошем и плохом как ориентир для своих действий.
Он не считает социальные нормы и обязанности репрессивными и ограничивающими, а использует их для формирования своего характера, гармонично сочетая личные интересы с общественными обязанностями: «Я посвящаю себя своей профессии, семье и детям, и, хотя я не жертвую собой ради них, они приносят мне удовлетворение и радость».
✅ Идеальный представитель этики, достигший социального статуса, богатства и власти, может считаться успешным и уважаемым человеком в обществе. Однако вопрос о его самости остаётся открытым.
Тему этического мировоззрения Кьеркегора продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа