Мария вошла в роль журналиста, получившего задание. Марго повела гостей по местным жителям. Маша активно фотографировала развалины домов и оставшихся жителей.
- Вот здесь когда-то был клуб, типа Дома культуры, - кивнула Маргарита в сторону леса. - А вот там - магазин и детский сад.
- Там сплошной лес... Сложно представить, что там когда-то была улица... - удивился Влад.
- У Калиново незавидная судьба. Основана деревня была ещё в позапрошлом веке, и в лучшие времена в ней проживало больше пятисот человек, сейчас нас осталось одиннадцать.
- Не густо...
- Много домов пострадало во время пожара. Загорелась баня в одном дворе. Ветер за считанные секунды разнёс пламя. Первой выгорела центральная улица, пострадали и окраинные. Нашу сторону деревни спас овраг. После пожарища основная часть жителей разъехалась. Остались в основном те, кому ехать некуда, у кого дома уцелели и идейно убеждённые, как Константин Назарович...
Маргарита привела ребят к Галине Ивановне. Её покосившаяся избушка, в любую секунду готовая сложиться, будто карточный домик, примостилась на отшибе деревни, от соседей через пять-шесть пустующих домов. За ней начинался лес…
В избе темно. На стенах яркие картинки с изображением моря и пальм, которых Галина Ивановна никогда в жизни не видела. В углу комнаты к потолку приставлено бревно, чтобы крыша не рухнула.
- Проходите-проходите! - встречает баба Галя бодрым голосом, при этом повернувшись ко гостям спиной. Это она, стоя у стола посреди своей избушки, поспешно красит губы остатками старой помады. Хоть хозяйке скоро восемьдесят, хоть деревня заброшенная, а женщина всегда остаётся женщиной!
- Так уже шестьдесят пять живу в Калиново, из них последние двадцать пять лет, как овдовела, живу одна.
- Как вы справляетесь с хозяйством, как выживаете?
- Пока Бог силы даёт, справляюсь. Огород и лес кормят... Пенсия есть, но почти всю детям отправляю. Тратить то мне её особо некуда. Им в городе нужнее... Младший сын зовёт к себе, но никуда уже отсюда не уеду… У меня тут муж, отец, мать, брат похоронены. Летом часто хожу к ним на кладбище. Поговорю - и легче вроде...
За каждым из жителей Калиново стояла своя история. Про кого-то дети совсем забыли, а к некоторым летом изредка наведывались. Дед Митяй долго работал в городе, а как вышел на пенсию, вернулся в родное гнездо. Деревенский быт ему по душе. Держит поросят, козу, кур и несколько ульев.
Ко всем бытовым тяготам привык. Детям, которые порой издалека заводят разговор о переезде, решительно отвечает:
- Да я там быстрей загнусь, в этом городе вашем! Здесь свежий воздух. А если скучно, нечего делать, пожалуйста, ходи! Раз прошёл до дороги, потом назад, так и вечер пройдет!
Возвращались домой поздно. Уже стемнело. Влад аккуратно лавировал среди ям на пути к трассе.
- Ты не на шутку разошлась, будто на самом деле статью писать собралась...
- Собралась... Пойду к Василию Ивановичу с материалом. Надеюсь, что не откажет... - задумчиво произнесла Мария. - Влад, я уверена, что Маргарита не имеет отношения к убийству. Она даже не в курсе, что бывшего мужа давно нет в живых...
- Согласен. Она не при делах... Будем дальше работать со списком. Я тут пособирал немного информации на сожителя Элеоноры. Есть интересный момент в его биографии. Оказывается Юрий Белозубов, поменял имя и фамилию пять лет назад. Настоящие - Алексей Редкозубов. Он проходил по делу банды налётчиков, как водитель. Отделался тогда малой кровью. В отличии от всей банды, получил условный срок... У него есть младшая сестра - Юля. Мать и отец погибли в ДТП, когда им было восемь и шесть лет. После смерти родителей, дети воспитывались в детском доме. Интересно будет порыться в его личном деле. Правда, родом он из Ставропольского края. Далековато отсюда... Мне сейчас с работы не уехать, даже в отпуск. Работать некому. А у тебя получится?
- Не знаю. Поговорю с Василием Ивановичем. Если у меня не получится, может мы отправим туда Лилию Альбертовну?
- Не самый лучший вариант... Думаю, что ей тоже не легко будет отпроситься. Не уверен, что ей отпуск когда-нибудь предоставляли раньше. И потом ей нельзя светиться. Мы же не знаем в каких отношениях состоят брат с сестрой... А вот... - Влад резко замолчал. Глаза его внимательно всматривались в дорожную ленту.
- Мы об одном и том же подумали? - нарушила молчание Маша. - Ты тоже про Марго подумал?
- Да... - удивился Влад. - Круто! Мы даже мыслим с тобой одинаково!
- Маргарита - человек нейтральный. Она ни у кого не вызовет подозрения. Потом, пережив столько проблем, лучше её никто не сможет разбередить чужую душу...
- Съездить в детский дом, где брат с сестрой росли, послушать, как детей характеризуют воспитатели, узнать адрес Юли... Придумать легенду, с которой можно будет к ней поехать. Думаю, что сестра сможет многое прояснить. Например, почему братишка изменил имя и фамилию...
- Осталось только нашей королеве рассказать всю правду. Думаю, что за сына она будет землю грызть...
- Да, хороший повод облегчить душу!
- Знаешь, нас здорово выручит этот репортаж. Если Чапаев согласится его опубликовать, у нас появится повод вернуться в Калиново и рассказать всю правду. Получится, что мы не обманули с материалом про деревню, а попутно пытаемся помочь её Эдуарду.
***
Всё воскресенье Мария просидела со статьёй. Рано утром отдала в печать плёнку. Повезло договориться о готовности заказа ближе к обеду. Хотелось принести в редакцию не только материал, но снимки, без которых в полной мере не прочувствовать историю жителей заброшенной деревни.
Мама не отвлекала Машу. Перед сном дочка пригласила её прочитать готовый материал. На столе лежали фотографии с шикарными видами природы, покосившихся избушек, печей, стоявших памятниками на месте былых пожарищ... Особенно притягивали взгляд добродушные лица стариков.
Их глубокий, мудрый взгляд с оттенком горечи жизни, одиночества, пустоты... Но всё равно, смотрящий искренне, без отчаяния, по-доброму молящий за благополучие любимых детей...
Мама всегда была у Марии первым читателем и строгим критиком. Дочь села в стороне и наблюдала за её реакцией. Родительница расставила фотографии вдоль стенки стола. Она то читала, то останавливала взгляд на снимках... В какой-то момент мама провела рукой по глазам. По всей видимости плакала...
- Маша, это реальные истории людей?
- Да...
- Никогда не задумывалась, что вот так на руинах на пороге двадцать первого века живут люди... Очень хороший репортаж! Он трогает за душу! Мы жируем в городе, жалуемся на жизнь... Это хорошая возможность читателям узнать не только заброшенной деревни, но и заброшенных людях... Это возможность каждого задуматься о себе, о своём месте в обществе, о взаимопомощи, но главное, об отношении к старикам... Думаю, что твоя статья будет иметь отклик...
- Спасибо, мама! Надеюсь, что так и будет...
В понедельник Мария спешила на работу и продумывала встречу с главным редактором. От волнения она не замечала порывов холодного ветра, тяжёлых туч над головой, кутающихся в тёплые шарфы прохожих. Маша шла к своей цели. Её задача, чтобы подготовленный материал попал в ближайший номер.
Фортуна всегда на стороне смелых. Марии повезло... В кабинете Василий Иванович метал громы и молнии в сторону коллеги, срывающего выход ближайшего номера.
- Ты сам читал, что написал? Перед тобой ставилась задача рассказать о жизни пенсионеров. Ты с кем-нибудь беседовал или только у своей бабушки спросил?
- Беседовал...
- У тебя было три дня на подготовку материала. Чем ты только занимался? Материал ни о чём... Иди с глаз моих!
- Василий Иванович, можно к вам? - спросила Маша, пропуская в дверях своего нерадивого коллегу.
- Что у тебя? - недовольным тоном спросил Чапаев.
Маша даже пожалела, что попала к главному редактору не в самый удачный момент, но отступать было некуда...
- Василий Иванович, не могли бы вы посмотреть мой рассказ. Я случайно в выходные попала в одну заброшенную деревню. Там живут десять стариков и королева Марго, то есть она, конечно не королева, её так местные прозвали... - тараторила Маша, пытаясь по максимуму увлечь руководителя.
Она подошла к столу редактора и веером разложила перед ним фотографии...
- Кто снимал? - тон Чапаева сменился и стал более заинтересованным.
- Я сама. На фоне шикарных природных видов, стоит мрачное очарование русской глубинки. Нормальных дорог нет, инфраструктура нулевая, до ближайшего райцентра - несколько часов пешком. Автобус ходит два раза в неделю... Там нет даже магазина, разрушен храм, сгорел клуб и школа, жители уехали... Остались там жить только они... Мы приехали и уехали, а как там живут старики, я честно, до сих пор, не представляю...
- Мария, помолчи немного! Дай сам взгляну...
Василий Иванович погрузился в прочтение. На первых строках он вскинул брови вверх, потом начал хмуриться, двигать поочерёдно то правой, то левой. По этим движениям, можно было понять, что материал редактору интересен. Он дочитал статью до конца и начал рассматривать фотографии.
- Хорошие снимки! Живые! Ну, что могу сказать... - сказал он и взял театральную паузу.
По Машиной спине от волнения пробежал холодок...
- Замечательный рассказ получился. С одной стороны, в их истории присутствует трагедия - дети, можно сказать, бросили, власти про них забыли. Как бы жили, если б не их королева Марго? А с другой стороны, они настоящие русские люди! Не боятся трудностей, ни от кого не ждут милости, сами решают проблемы, выживают, да ещё детям пенсию отсылают... Будь не ладны, такие дети...
Маша, в ожидании вердикта, внимательно слушала Василия Ивановича, и он прозвучал:
- Порадовала! Пожалуй, ты переросла свои криминальные новости... Подумаю, где лучше применить твои способности. А статья с фотографиями выйдет в завтрашнем номере. Отнеси на правку...
Прямо из кабинета корректора Мария побежала звонить Владу. По счастливой случайности он был на месте.
- Владушка, статья выйдет завтра... Я счастлива! Главному редактору понравилось всё и даже фотографии. Поучается, что в ближайшее время мы сможем поехать к Марго.
- Поздравляю!
- Он ещё сказал, что я переросла криминальные новости... Это значит, что мне поручат что-нибудь более интересное...
- Рад за тебя! Раньше выходных поехать всё равно не получится. Зато в ближайшие можно будет встретиться с Лилией Альбертовной. Может она чего-нибудь интересного узнала...
На следующий день, когда Мария держала в руках свежий номер газеты, где с первой полосы ей улыбалось счастливое лицо Маргариты, она ещё сильнее полюбила свою профессию. Ей хотелось открыть своё сердце всему миру, поделится тайнами и новостями со всем человечеством.
Вечером мама с гордостью прочитала заголовок:
- "Королева Марго и её свита" автор Мария Гордеева. Ну, что дочь, я горжусь тобой!
- Мама, перо в руках журналиста - мощное оружие! Я постараюсь, чтобы оно работало во благо людей!
Влад в этот вечер уехал на задание. Маша с мамой устроились возле телевизора, чтобы просмотреть очередную серию нашумевшего сериала "Крёстный отец" про сицилийскую мафию. В какой-то момент под красивую музыку Нино Рота, Мария отключилась от сюжета и уснула. Она только почувствовала, как мама заботливо укрыла её пледом и, как в детстве нежно поцеловала. Стало уютно и тепло. Оказывается, что даже такой взрослой девушке, как Маша, приятно время от времени почувствовать себя ребёнком...