Такое вызывающее приветствие королевы Марго сразу ввело в ступор Марию. Влад, имеющий по долгу службы, опыт общения с разными прослойками населения, тотчас взял инициативу в свои руки.
- Добрый день, хозяйка! Мы из областной газеты. Готовим репортаж о заброшенных деревнях. Хотели побеседовать с вами, сделать фото, если, конечно, вы не возражаете.
Взгляд Маргариты на глазах становился мягче и добрее.
- Так мне, стало быть, принарядиться нужно? - засуетилась Рита, поправляя на голове платок.
- Лучше, если всё будет максимально приближено к обычной жизни... - ответила Маша и добавила: - У вас очень колоритный образ крестьянки...
- Ой ли... Думаете, что я всю жизнь в деревне прожила? - без задней мысли включилась в разговор Марго.
- А разве нет? - подыграл хозяйке Влад.
- Да, что вы... По большому обману сюда попала. Родилась и всю сознательную жизнь прожила в городе, в благоустроенной двухкомнатной квартире. В Калиново проживаю седьмой год... Ой, что же я вас на входе держу? Проходите в избу. Чайник горячий. Поди с дороги проголодались?
- От чая не откажемся. Я сейчас из машины хлеб и колбасу принесу... - согласился Влад и выше во двор.
- По какой причине вы переехали? - продолжила беседу Мария, устраиваясь на деревянном, скрипучем табурете возле старого стола. - Ведь ни для кого не секрет, что из деревни люди, наоборот, бегут в город. Не уверена, что я смогла бы жить без удобств...
- Не по доброй воле попала сюда. Чёрные риэлторы окрутили, хотя сама виновата. Пила я тогда... Сильно пила... Всё потеряла... Вы непротив, если я закурю?
Марго достала с полки жестяную банку из-под чая и пожелтевшую газету.
- Я, так то, не курю. Давно бросила, но когда тоска накатывает, позволяю себе затянуться. Сама табак вырастила. Семена мне дед Митяй выделил, научил как вырастить, как посушить и как табачок закручивать. Из вредных привычек только эта осталась и то очень редко...
Рита ловко оторвала кусок газеты, набила его ядрёным табаком под самую "завязку", и начала вхолостую чиркать старой зажигалкой. За этим занятием застал её Влад.
- Ничего себе! Так наши деды на фронте табачок курили...
- Удивляет? - улыбнулась Марго. - На сигареты денег нет, да и химии всякой в них толкают... Травят народ... Видимо зажигалка совсем померла...
Чтобы убедиться, она ещё несколько раз потрясла её возле уха.
- В машине должна быть пачка сигарет. Могу отдать...
- Не откажусь. Иногда страшно хочется магазинными сигаретами отравиться...
Влад быстро сбегал до машины, откуда вернулся с пачкой сигарет и новой зажигалкой.
- Благодарствую! - поблагодарила хозяйка, прикурила, неторопливо пуская светло-синюю струйку под потолок, и прищурив от удовольствия глаза. - Так вот, это очень грустная история. Вряд ли она добавит вам оптимизма и веры в людей...
- Ну, чего-нибудь всё же добавит? - спросил Влад.
- Безусловно. Опыта... как не стоит жить, чтобы не оказаться в такой ситуации, как я...
- Будем признательны за такой опыт! - ответила Мария, нарезая колбасу и батон для бутербродов.
- Давненько колбасы не ела, - задумчиво сказала Маргарита и поднесла кусок колбасы к носу. - Докторская... По запаху её от любой колбасы отличу... У нас в деревне хозяйство натуральное. Что потопаешь, то и полопаешь... Мясо едим редко и в отварном виде... Не буду отвлекаться от темы. Когда мне исполнилось семнадцать, случайно познакомилась с молодым человеком. Он был постарше меня на шесть лет. Я хорошенькая, стройненькая в те годы была. Игорь, конечно, влюбился. У меня это первый парень. Целоваться с ним научилась. Ой, как нравилось! Целовались-целовались и незаметно до более серьёзных отношений дошли. Я забеременела, когда ещё и восемнадцати не исполнилось. Игорь сразу предложил расписаться. Поженились, родила сына Эдика. А в голове такой сквозняк гулял. Подружки по дискотекам бегают, а у меня коляска с ребёнком, муж со всеми вытекающими... Ревела, сбегала из дома на танцульки... Мать из меня получилась никакая. Ночью я плач сына не слышала, гуляла с ним только в компашках с алкоголем и сигаретами... Не нужен мне был тогда ребёнок. Да и женой я была никчёмной. За мужем ухаживать нужно - готовить, стирать, дома уют создавать... А мне только нравилось с ним спать и то недолго. Вскоре нашлись другие кавалеры. Игорь работал юристом в каком-то научно-исследовательском институте. В стране началась приватизация. Он продал наше жильё, чтобы вложить деньги в акции, а нам снял квартиру. Для меня это послужило поводом бросить мужа и сына. Сейчас, возвращаясь в то время, понимаю, какой дура была. Судьба мне уготовила подарок в виде хорошего перспективного парня, а я не приняла, растоптала его. Игорь, буквально сразу женился снова на своей секретарше. Она родила ещё одного мальчика. Бизнес у него попёр, а вместе с ним и достаток пошёл в гору.
Больше всего, мне стыдно перед сыном, которого я променяла на друзей-собутыльников. Постепенно компашка начала распадаться. Кто обзаводился семьёй, кто-то в тюрьму попал... Одна я неприкаянная жила. Вскоре умерла мама, отец женился второй раз и уехал с семьёй в другой город. Обращалась к Игорю. Хотела встретиться с сыном. Он, конечно, отказал, хотя, положа руку на сердце, я бы также поступила. Успокаивало только одно, что отец может дать Эдику всё, в отличии от меня.
Был момент, когда я решила за ум взяться и доказать бывшему мужу, что я тоже буду круто жить. Но запала хватило ненадолго. Нашлись новые, понимающие друзья. Запила ещё сильнее. Долг за квартиру рос, как снежный ком. Один из собутыльников предложил поменять квартиру на комнату с доплатой. Сказал, что есть кореш, который поможет.
И вот я очутилась здесь. Слава Богу, что весной... Было время прийти в чувства и подготовиться к зиме. Старики взяли надо мной шефство. Я же буквально подыхала без спиртного. Сначала Галина Ивановна меня травами отпаивала, а Константин Назарович книжки для реабилитации правильные подтаскивал. Я за всю жизнь столько книг не прочитала, сколько здесь. Мне их забота показалась такой трогательной. Они переселили меня в другой дом, поближе к себе. Взялись научить вести хозяйство, ведь совсем ничего не умела. Постепенно в доме навела порядок, приловчилась топить печь, всё лето дрова заготавливала, ходила по грибы и ягоды. С Галиной Ивановной сушила, мариновала, варила варенье. Но, как ни крути, всё равно без денег было не справится. Тот же сахар, муку и масло нужно покупать в магазине. Долго вынашивала мысль, и всё-таки решилась обраться за помощью к Игорю.
Поехала в город. Стала искать встречи. Караулила возле работы. Бывший муж весь такой красивый, ухоженный, на крутой машине и я такая в деревенских ремках. На удивление он от меня не отмахнулся. Больше часа сидели в машине разговаривали. Всё честно рассказала про себя. Игорь слушал и хмурился. Потом расспросила про сына. Бывший с такой любовью рассказывал про Эдика, что мне от стыда хотелось провалиться под землю, а потом спросил, какова цель встречи. Понимал, что не просто рассказать приехала, а за помощью. Попросила денег на ремонт дома и помочь восстановить электричество в деревне. Договорились, что встретимся завтра, мол нужно время подумать.
На следующий день приехала в назначенное время. Снова посидела в дорогой машине, прикоснулась к прекрасному. Игорь сказал, что готов помочь, но в обмен попросил не тревожить Эдуарда. Поразмыслила и согласилась. Что такая мать может дать мальчику? Ничего... А у отца есть деньги, положение в обществе и семья. Зачем нарушать покой ребёнка? Я согласилась, а взамен получила три тысячи сразу и по тысяче рублей каждый месяц почтовым переводом. Следом Игорь прислал из города машину с краской, пенопластом, доской, но главное, приехали электрики и восставили электроснабжение... Потом стали исправно приходить деньги. Я часто думала, почему Игорь мне решил помочь? И знаете, как рассудила?
- Может откупался от вас? Он скорее всего в глубине души испытывал угрызения совести за то, что сыном не разрешал встречаться, - ответила Маша.
- Именно так... Четыре года назад почтовые переводы перестали приходить. Может надоело или решил, что достаточно помог... За это время я научилась немного сама зарабатывать. Держу кур и козу. Научилась сыр и масло делать. Картошка, морковь, свёкла, лук, укроп, яблоки, груши, ягода, даже табак - всё своё. Черемшу в лесу по весне собираю, летом - землянику, чернику и грибы. Часть заготавливаю для себя, а часть увожу на рынок. И то, в последнее время, к нам приезжают из города и скупают дары леса, с огорода овощи и фрукты. Дешево, зато никуда ехать не надо. Этих денег хватает, чтобы запастись всем необходимым и отложить получается. Живём натуральным хозяйством, как доисторические люди, лишь с небольшой поправкой на цивилизацию.
Телевизор показывает два канала, но особо смотреть некогда. Перед сном читаю. Мы с учителем словесности обошли все заброшенные дома и собрали целую библиотеку. Что прочитали, обменяли в соседней Липовке на другие книги. Парни-заготовители, что к нам приезжают, тоже много старой литературы привозят. В городе от книг избавляются, а мы с радостью принимаем...
Одним словом, не бедствую, к жизни приспособилась. Старика мои давно семьёй стали. Я у них за командира отряда. Решаю насущные проблемы...
- Интересный рассказ получился! Ехала сюда с мыслью написать статью про то, как плохо и тяжело в заброшенных деревнях живётся, а получилось, наоборот, как здорово и правильно здесь люди живут.
- Человек - это такая скотина, которая ко всему привыкает... - улыбнулась Маргарита. - Повыла немного, переосмыслила и поняла, что по-настоящему только здесь жить начала, обрела дом и близких людей, уважение... Королева Марго как-никак. Приходится соответствовать...
- Вот вы говорите, что живёте хорошо... А мечта какая-нибудь есть? - присоединился к беседе Влад.
Марго долго не думала. Чувствовалось, что мечта живёт в её душе.
- Мечтаю только об одном, хочу покаяться перед сыном... - неожиданно голос у хозяйки дома дрогнул. Голубые глазищи, точно по команде, наполнились слезами. - Хочу упасть в ноги и вымолить у Эдика прощения... Мне от него ничего не надо. Рада, что сыну Игорь обеспечил достойное будущее! Просто хочу, чтобы мой мальчик знал, что я есть, жива и молю о прощении...
- Мечтам свойственно сбываться. Нужно верить! - поддержала Маша собеседницу.
- Вы в статье напишите мою историю. Вдруг сын прочитает... Меня зовут Маргарита Макарова. Фамилию я не меняла. Мой бывший муж - Игорь Семёнович Макаров. Вы обещали ещё сфотографировать. Я сейчас платок сниму и платье понаряднее надену. Пусть знают наших! Мы здесь ух, как живём!
Через десять минут перед ребятами предстала статная длинноволосая красавица в цветастом платье. Лишь глубокая грусть в глазах, могла давать повод для размышления о её удавшейся или нет жизни...
На прощание Мария пообещала:
- Когда материал опубликуют, мы обязательно приедем в гости и привезём номер почитать.
- Будем ждать! Только везите не один. Нас здесь одиннадцать человек. Пожалуйста, уважьте каждого жителя нашей деревни!